Занятость населения, деятельность граждан, связ. с удовлетворением личных и общест. потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, заработок, труд. доход (см. Доходы населения). З. н. выступает как функцион. характеристика трудоспособного населения, делящая его на 2 большие социальные группы: занятых и незанятых. В условиях рыночной экономики полн. занятость (ПЗ) означает реальную возможность для каждого трудоспособного человека участвовать в общест.-полезном труде. ПЗ предполагает наличие в об-ве определ. числа незанятых трудоспособных граждан, временно не работающих по причине смены работы, места жительства или рода занятий. З. н. подразделяется на постоянную (с жестко регламентир. рабочим днем и гибким регламентом); врем., сезонную, вторичную (связана с дополнит. платной работой, кроме работы по осн. месту), надомничество, самозанятость. В условиях рыночной экономики появилась новая для рос. об-ва форма З. н.— общественные работы, предназнач. прежде всего для безработных. З. н. измеряется и оценивается 2 показателями: числ. занятых на конкретную дату и среднесписочной числ. занятых за определ. период (год, месяц). Структура З. н. по отраслям нар. х-ва, полу, возрасту, образованию и т. д. отражает качеств. состав занятого трудоспособного населения. Показателями оценки труд. ресурсов являются относит. показатели уровня занятости всего населения. Данные гос. статистики по уровню З. н. РФ и Чел. обл. в 2001—06 указаны в табл. № 1 и 2. В Челябинской обл. преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и ср. предпр. Наибольший уд. вес занятых в 2002: в пром-сти — 39,8% (в 2000 — 39,3%), с.-х. пр-ве — 7,9% (8,7%), на транспорте — 7,4% (7,5%), стр-ве — 5,0% (4,9%). Числ. работников народнохоз. комплекса области в 2001 составляла 1284,4 тыс. чел. С началом экон. реформ большинство предпр. начало сокращать излишки рабочей силы, к-рые имелись до реформы или появились в период экон. спада. В 1998 — 212,2 тыс. чел., или 9,8% экономически активного населения (в 1992 — 114 тыс., в 1994 — 147 тыс., в 1996 — 155,9 тыс.), не имели работы, но активно ее искали (в соответствии со стандартами Междунар. организации труда они классифицируются как безработные; см. Безработица). Из обратившихся в 1990-е гг. в службу занятости населения более 65% —женщины, из них ок. 40% со ср.-спец. и высшим образованием; каждый 3-й безработный — в возрасте до 30 лет. Были трудоустроены 43 тыс. безработных, ок. 10 тыс. прошли профес. обучение (см. табл. № 3 и 4).Однако это не смягчило напряженность на рынке труда: если в 1995 на 1 заявл. вакансию претендовало 8, в 1996—11, то в 1998 — уже 14 безработных. Еще более остро ощущался недостаток рабочих мест в сел. местности, где на 1 вакантное место приходилось до 88 чел. В 1993 более 15,5%, а в 1996 — более 25% ищущих работу получили статус безработных, что равнялось соответственно 1,6% и 1,9% экономически активного населения. По этому показателю Чел. обл. выглядела более благополучно, чем др. регионы страны. Примерно такое же кол-во трудилось неполн. неделю или находилось в вынужд. отпуске. Т. о., к нач. 1999 до 15% экономически активного населения было полностью или частично безработным. Эта тенденция сохранилась и в нач. 2000-х гг. Намеч. модернизация металлургии и машиностроения области принесет высвобождение еще 40—50 тыс. чел. и еще более обострит проблему З. н., особенно в районах и городах, где показатели безработицы и так превышают ср. в 3—6 раз. Это Нязепетров. (в 6) и Кусин. (в 4) р-ны, гг. Катав-Ивановск, Карабаш (в 4,5), Еманжелинск, Усть-Катав, Коркино (в 3). Здесь ситуацию смогут улучшить только начавшиеся конверсия ВПК, выполнение программ поддержки предпр. малого бизнеса и реализация целевых программ по обеспечению З. н., благодаря к-рым предполагается создать более 72,6 тыс. новых рабочих мест. По-прежнему основная часть занятых в экономике (ок. 60%) — работники списочного состава крупных и ср. орг-ций (без учета совместителей). Среднесписочная числ. работников крупных и ср. орг-ций увеличилась в 2006 по сравнению с 2005 на 0,5% и составила 1014,4 тыс. чел. Значит. увеличился списочный состав работников в орг-циях след. видов экон. деят-сти: гостиницы и рестораны (на 2,7%), оптовая и розничная торговля; ремонт автотрансп. средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 4,5%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персон. услуг (на 4,6%), стр-во (на 7,8%), финанс. деят-сть (на 10,9%), гос. управление и обеспечение воен. безопасности; обязат. социальное обеспечение (на 14,5%). В то же время наибольшее сокращение данного показателя наблюдалось в орг-циях таких видов экон. деят-сти, как рыболовство (на 54,7%), сел. х-во, охота и лесное х-во (на 12,8%), добыча полезных ископаемых (на 3,7%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 2,0%), пр-во и распределение электроэнергии, газа и воды (на 1,9%), обрабатывающие пр-ва (на 1,2%). См. табл. № 5. Следует отметить, что значит. сокращение списочного состава в обрабатывающих пр-вах произошло в след. подвидах экон. деят-сти: пр-во электро-, электронного и оптич. оборудования (на 11,2%), хим. пр-во (на 8,4%), пр-во кокса и нефтепродуктов (на 7,6%), кожи, изделий из кожи и обуви (на 2,9%), машин и оборудования (на 2,4%), трансп. средств и оборудования (на 2,2%). В таких подвидах экон. деят-сти, входящих в обрабатывающие пр-ва, как пр-во пищ. продуктов (включая напитки и табак), текстильное и швейное, обработка древесины и пр-во изделий из дерева, резиновых и пластмассовых изделий, прочих неметаллич. минеральных продуктов, обработка вторичного сырья, произошло увеличение числ. списочного состава.
Временная занятость подростков, одно из направлений работы Гос. службы занятости населения с несовершеннолетними гражданами. Нормативно-правовой базой для этой работы являются федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), ежегодные распоряжения Прав-ва РФ и пост. губернатора области об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время. В Челябинской обл. действуют программы «Дети Южного Урала», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», территориальные программы содействия З. н. Ежегодно принимаются пост. глав городов и районов, определяющие меропр. по врем. трудоустройству подростков в летний период и источники финансирования. Приоритетное внимание уделяется врем. трудоустройству подростков из наиб. уязвимых групп, в 1-ю очередь сирот, выпускников интернатных учреждений, подростков, состоящих на профилактич. учете в органах внутр. дел, комиссиях по делам несовершеннолетних, из семей безработных и малообеспеч. граждан. Для врем. трудоустройства подростков на период летних каникул создаются рабочие места при уч. заведениях и на предпр. различных форм собственности. В осн. подростки заняты на благоустройстве терр., рем.-хозяйств. работах в уч. помещениях; подсобных работах на строит. площадках и в цехах предпр.; прополке и уборке овощей на полях и в теплицах; ремонте книг в библиотеках. В последние годы используются рабочие места межшк. УПК, уч. мастерских и ПУ. Активно участвуют в организации летнего труда подростков, создании труд. лагерей и бригад ОАО «Мечел», «Станкомаш», «Электромашина», МУП «Горзеленстрой» (Челябинск), ОАО «Магнитострой», теплично-садовый совхоз (Магнитогорск), ОАО «Копейский машиностроительный завод», Коркинский завод керамических изделий, ОАО «Завод металлургического машиностроения» (Верхний Уфалей), Пластовский, Усть-Катавский лесхозы и др. Летние труд. лагеря для подростков с девиантным поведением создаются на базе фермерского х-ва «Альянс» (Златоуст), молодежного центра «Ребячья республика» (Усть-Катав), в пос. Н. Уфалей и др. Центры занятости населения Чел., В. Уфалея, Златоуста, Аши активно взаимодействуют с молодежными биржами труда и др. специализир. предпр., занимающимися трудоустройством подростков. Детская общест. орг-ция «Самоцвет» (Аша) по договору сотрудничества с гор. центром занятости населения ежегодно создает: «Отряд вожатых» — для участия в организации летнего отдыха в детских оздоровит., туристич., труд. лагерях и проведении массовых меропр.; «Отряд мэра» — для выполнения заданий главы города по благоустройству терр.; «Наш отряд» — для реализации заданий МУП «ЖКХ» по благоустройству игровых и спорт. площадок в микрорайонах города; «Забота» — в помощь инвалидам и детям из неблагополучных семей. В Пласте пост. главы города ежегодно создаются рабочие места для врем. занятости подростков 14—15 лет, оставивших школу и не поступивших в профес. уч. заведения. Неск. лет обл. К-т по делам молодежи, Мин-во образования Чел. обл. и служба занятости проводят обл. смотр-конкурс предпринимательских и др. труд. объединений учащихся. С 1991 службой занятости временно трудоустроено более 250 тыс. подростков.
Самозанятость, предпринимательство, одно из направлений активной политики Содействия З. н., проводимой службой занятости населения, создание условий безработным гражданам для самостоят. обеспечения себя работой и участия их в предпринимат. деят-сти. Первый нормативный документ «Положение о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидии» утвержден приказом Федеральной службы занятости России от 30 марта 1993. Положение гарантировало: информирование населения о возможностях службы занятости в развитии и поддержке предпринимат. инициативы; проведение меропр. по социально-психол. адаптации и психол. поддержке безработных, их профес. консультирование, отбор, обучение и его профориентационное сопровождение; содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов; взаимодействие с фирмами, оказывающими организационно-консультационные и уч. услуги населению; выделение финанс. помощи в начале предпринимат. деят-сти; взаимодействие с обл. органами законодат. и исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам предоставления открывающим собств. дело льгот за счет регион.и местного бюджетов. Профес. обучение безработных граждан в целях последующего создания ими собств. предпр. организуется в соответствии с пост. Прав-ва РФ «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 7 марта 1995. Финанс, помощь начинающим предпринимателям из числа безработных до 1 янв. 2001 предоставлялась службой занятости из средств внебюджетного Гос. фонда занятости населения в виде компенсаций (частичного или полн. возмещения затрат безработного гражданина при организации им предпринимат. деят-сти), субсидий (разовые выплаты денежных средств безработному для организации собств. дела взамен пособия по безработице) и дотации (разовые выплаты тем, кто при организации собств. дела создает дополнит. рабочие места; см. Компенсационные выплаты). В 1996—2000, в связи с большими задолженностями орг-ций и предпр. по обязат. страховым взносам в Фонд занятости, финанс. помощь гражданам в организации предпринимат. деят-сти оказывалась в осн. в виде взаимозачетов (в т. ч. и выдачи субсидий товарно-материальными ценностями); с янв. 2001 — в виде ден. компенсаций и субсидий. В 2002—05 финансирование данного направления из средств федерального бюджета резко сократилось. Финанс. помощь безработным гражданам предоставляется только в виде частичной компенсации. На обеспечение меропр. по развитию малого бизнеса только в 2005 было израсходовано ок. 1739 тыс. руб. В Челябинской обл. разработана обл. целевая Программа гос. поддержки и развития малого предпринимательства на 2006—08, приняты обл. законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области», «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесел в Челябинской области» и 72 нормативных акта, направл. на защиту интересов предпринимателей. В гг. Копейск, Миасс, Снежинск, Чебаркуль, Чел., Южноуральск, в Агапов. и Кунашак. р-нах приняты местные программы развития и поддержки малого предпринимательства; служба занятости определена как соисполнитель. При Управлении Федеральной гос. службы занятости создан выставочно-маркетинговый центр. Проведены 2 обл., 5 зон. выставок-ярмарок мастеров народного творчества из числа безработных граждан. В области отрабатываются новые технологии финансирования малого бизнеса, системы микрокредитования для начинающих предпринимателей на основании пост. губернатора области от 7 апр. 2003. Всего за годы действия программы служба занятости Чел. обл. оказала услуги почти 55 тыс. чел., финанс. помощь — более чем 6 тыс. чел.; организовала обучение основам предпринимат. деят-сти св. 10 тыс. чел. В результате собств. дело открыли ок. 15 тыс. чел., из них с образованием юрид. лица — св. 70. В 2005 занялось предпринимат. деят-стью 1454 чел., из них после профобучения — 917; организовали собств. дело — 447. Состоялись съезды представителей малою бизнеса Чел. обл. На приуроч. к съездам выставках представляются работы мастеров народного творчества из числа безработных граждан.