Уния церковная, соединение 2 или неск. вероисповеданий на основе общего вероучения при сохранении обрядовых различий каждого. У. ц. инициировались католич. иерархами, увидевшими в ней один из путей перехода верующих из православия в католичество (см. Католицизм). В 1596 в Бресте состоялся церк. собор, организационно оформивший унию 2 церквей на Украине и в Белоруссии на условиях подчинения Папе Римскому, принятия католич. догматики и одноврем. сохранения правосл. обрядности (т. н. Брестская уния). В кон. 18 в., после разделов Польши и включения значит. части укр. и белорус. терр. в состав Рос. гос-ва, значение У. ц. ослабло: светские и духовные власти использовали ее для уменьшения влияния католицизма на рос. население. В 1803 вышел указ. запрещавший переход униатов в католичество. В 1805 Католич. коллегия, к-рой подчинялись и униаты, была разделена на 2 департамента — католич. и униатский. Последний с 1806 получил относит. самостоятельность, а в 1828 была сформирована особая Униатская коллегия. С 1830-х гг. активно разрабатывались планы воссоединения униатов с Русской православной церковью. Состоявшийся в Полоцке в февр. 1839 собор униатских архиереев и высшего духовенства принял акт о присоединении униатской церкви к РПЦ. Следствием его стал переход в православие ок. 1,5 млн чел. В 1874 собор униатов в Холме привел к воссоединению Холмской епархии с РПЦ. После этого униатская церковь как влият. религ. объединение в России перестала существовать, сохранились лишь отд. униатские общины. На Южном Урале униаты появились в период 1-й мир. войны, когда тысячи беженцев из районов боевых действий устремились в глубь страны. «Оренбургский церковно-общественный вестник» в 1917 с тревогой сообщал, что в чел. костёле ежедневно совершаются униатские службы. Побывавший на службе корр. этого правосл. изд. отмечал, что «священник произнес великолепную проповедь на литературном русском языке», «службы устраиваются, разумеется, для беженцев — униатов, но, судя по постановке дела (служба почти ничем не отличается от правосл.) и характеру проповеди, они имеют в виду и православное население», «прекрасно поет небольшой хор». В силу отсутствия корней и проводимого большевист. органами курса на искоренение религии как явления униатство не закрепилось на территории края. Не было условий для его распространения и в стране. Правда, после подписания Брестского мира (1918) возрождение униатства началось в Зап. Украине и Белоруссии. Однако с включением этих терр. в состав СССР процесс приостановился. В 1946 на Соборе униатских церквей во Львове было принято решение о присоединении униатских приходов к РПЦ.