Управление банка России


Управление банка России, Главное управление Банка России по Челябинской области, обособл. подразделение Центрального банка Российской Федерации (Банка России; БР). Входит в единую централиз. систему БР с вертикальной структурой управления и выполняет часть его функций на территории Челябинской обл. До 1990 находилось в системе Гос. банка СССР как Чел. обл. контора, позже управление Гос. банка СССР; после ряда реорганизаций в 1991 получило совр. назв. Действует на основании федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и др.; Положения о территориальном учреждении и др. нормативных актов БР. Не являясь юрид. лицом, осуществляет деят-сть от имени БР. На территории Челябинской обл. участвует в проведении гос. ден. и кредитной политики, направл. на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Для этих целей привлекает свободные средства банков в депозиты БР, осуществляет рефинансирование кредитных орг-ций (КО) и филиалов, контроль за формированием обязат. резервов банков в БР. В 1992—94 БР через гл. управление предоставлялись целевые централиз. кредиты для поддержки банками предпр. пищ., легкой и угольной пром-сти; предпр. машиностроения, металлургии, с. х-ва, транспорта, торговли, стр-ва, электроэнергетики, а также фермерских х-в. Нерегулируемый в тот период отпуск цен, снижение темпов пр-ва и др. причины обусловили стремит. рост инфляции, что оказывало влияние на увеличение банковских процентов. Напр., учетные ставки Центр. банка в 1992—94 изменялись 19 раз. Они поднялись от 20 до 210% годовых (к 2007 снизились до 11%). Объем выданных централиз. кредитов составил за этот период ок. 305 млрд руб. (в ценах до деноминации, на 1 янв. 1995). В 1996—1998 рефинансирование банков осуществлялось только через рыночные механизмы — ломбардное кредитование под залог ценных бумаг, к-рым пользовались для поддержания ликвидности 6 регион. банков (ими получено 705 млн деноминир. руб.). С появлением в 2004 у КО Чел. обл. возможности использовать и др. формы рефинансирования («внутридневные» кредиты и кредиты «овернайт») интерес к ломбардному кредитованию снизился. В 2005 «внутридневные» кредиты (19 млрд руб.) были предоставлены 2 регион. банкам и 3 филиалам банков (головные офисы к-рых находятся в др. регионах), кредиты «овернайт» (68 млн руб.) — 2 филиалам, ломбардные кредиты (225 млн руб.) — 1 регион. банку. В 2006—07 рефинансирование КО развивалось в осн. за счет роста внутридневных кредитов. В 2006 их объем достиг 80 млрд руб., в 2007 — 100 млрд руб. С 1999 банки области начали принимать участие в депозитных операциях БР. В 2005 средства в депозиты размещал 1 регион. банк (2,5 млрд руб.), в 2006 — 3 (23,7 млрд), в 2007 — 5 (20,6 млрд). У. Б. Р. обеспечивает надзор за деят-стью банковского сектора региона, также осуществляет его регулирование по всем направлениям, определ. законодательством. Первонач. оценка качества деят-сти и устойчивости банков осуществлялась по их отчетности и показателям выполнения ими обязат. нормативов. С 1993 гл. управление инспектирует деят-сть КО и филиалов; анализируя отчетность и результаты инспекторских проверок, определяет реальное финанс. состояние банков, выявляет ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверяет соблюдение КО действующего банковского законодательства и нормативных актов БР, при выявлении проблем применяет меры надзорного воздействия. Напр., в сер. 1990-х гг., в условиях гиперинфляции, несовершенства законодательства (в т. ч. залогового), низкого уровня платежной дисциплины заемщиков и неустойчивого финанс. состояния хозяйствующих субъектов, КО, имевшие недостаточный уровень корпоративного управления, не смогли адекватно выстроить взаимоотношения с клиентами по их кредитованию. Это привело к проблемам возврата выданных кредитов, а в 1995—97 — к массовому банкротству КО, из-за чего у них были отозваны лицензии и проведены процедуры ликвидации (в Чел. обл. к 2001 ликвидировано 6 банков). В осн. регулирование деят-сти банков осуществляется путем оперативного применения предупредит. (корректирующих) мер, а также принудит. санкций (в т. ч. направления предписаний на ограничение либо запрет операций, выполнение к-рых создает проблемы в финанс. положении банков или представляет угрозу для их кредиторов). В 2004—05 У. Б. Р. проводило работу по обеспечению соответствия КО требованиям, необходимым для участия в системе обязат. страхования вкладов физ. лиц в банках РФ. В итоге все 12 регион. банков вошли в систему страхования вкладов (в результате присоединения 1 банка в КО др. региона с сент. 2007 в Челябинской обл. действует 11 банков). С учетом требований федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и нормативных актов БР гл. управление регулярно осуществляет мониторинг финанс. устойчивости банков области в целях признания ее достаточной для участия КО в системе страхования вкладов. Проведение мониторинга способствовало совершенствованию корпоративного управления банками, организации эффективных систем внутр. контроля и систем управления рисками, улучшению качества составления отчетности. В 2004 началось обязат. освоение банками финанс. отчетности по междунар. стандартам, способствующей повышению открытости и доступности информ. о деят-сти КО для клиентов и инвесторов. У. Б. Р. оценивало готовность регион. банков к применению этих стандартов, осуществляло анализ и сопоставление осн. показателей, рассчит. по рос. стандартам, и аналогичных показателей — по междунар. Главное управление реализует полномочия БР по регулированию и контролю за соблюдением законодательства в деят-сти КО на рынке ценных бумаг: в 1992—98 — осуществление операций купли-продажи гос. облигаций 30-летнего займа; в 1997—2000 — лицензирование профес. деят-сти КО — участников рынка ценных бумаг. У. Б. Р. осуществляет регистрацию выпусков ценных бумаг регион. банками. К кон. 2005 зарегистрировано 90 эмиссий обыкнов. и привилегир. акций 12 банков, за 2006—07 — еще 10 эмиссий обыкнов. акций 9 банков. У. Б. Р. организует и осуществляет контроль за проведением единой гос. политики в сфере валютного регулирования и контроля; за соблюдением КО требований по противодействию легализации доходов, получ. преступным путем. Главное управление исполняет обязанности и полномочия БР на территории Челябинской обл. по ден. эмиссии и организации ден. обращения через сеть расчётно-кассовых центров и сеть КО и филиалов. Обеспечивает бесперебойное удовлетворение потребностей хозяйствующих субъектов в ден. знаках и поддержание надлежащего кол-ва и качества банкнот и монет, находящихся в обращении; организует межбанковские расчеты и наблюдение за состоянием платежной системы области. В функции гл. управления входит также проведение системного анализа складывающихся ден.-кредитных отношений; структуры и состояния ресурсов банков и эффективности их использования в целях развития экономики области; изменения экон. конъюнктуры, инвестиционной сферы, финанс. положения орг-ций области на основе данных мониторинга. У. Б. Р. взаимодействует с органами гос. власти субъектов РФ, местного самоуправления и др. В структуру гл. управления также входит регион. центр информатизации (до 1992 — ВЦ Чел. обл. конторы Гос. банка СССР); оснащение его совр. техн. и программно-информационными средствами позволило качественно и оперативно решать функцион. задачи У. Б. Р., развивать и внедрять передовые технологии. В целях обеспечения быстрых и бесперебойных расчетов в области осуществлен постепенный переход на электронный порядок обмена документами с участниками расчетов через сеть БР: КО, управлением Федерального казначейства, Мин-вом финансов Чел. обл. и др. Это позволяет проводить в электронной форме почти все межрегион. и внутрирегион. платежи, осуществляемые через расчетную сеть гл. управления. Более 85% специалистов У. Б. Р. имеет высшее образование, 15% — ср. профес. Рук. Главного управления БР по Челябинской обл.: С. П. Пискунов (1991—93), с 1993 — В. Ф. Чиркова.