Управление по надзору в сфере природопользования


Управление по надзору в сфере природопользования. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, регион. структурное подразделение Мин-ва природных ресурсов (МПР) РФ. Созданию гос. органов охраны природы в стране предшествовало общест. движение в защиту природы; возглавляло его Всерос. общество охраны природы. В Челябинской обл. движением руководили предс. обл. об-ва охраны природы Н. П. Лаврентьев, а также А. П. Арсентьев, А. И. Бажанов и др. В 1988 был создан Чел. обл. к-т по охране природы, подчинявшийся Гос. к-ту РСФСР по охране природы и исполкому обл. Совета нар. деп. На комитет возлагались след. обязанности: комплексное управление природоохранной деят-стью в Челябинской обл., проведение единой науч.-техн. политики в деле охраны природы и рацион. использования природных ресурсов; гос. контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атм. воздуха, растит. и животного мира, полезных ископаемых; подготовка обл. целевых программ по охране природной среды и рацион. использованию природных ресурсов; выдача разрешений на захоронение пром., бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на спец. водопользование, использование животного мира и потребление атм. воздуха для производств. нужд; предоставление недр в использование для проведения геологоразведочных работ; участие в подготовке мат-лов для определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности; гос. контроль за ведением охотничьего х-ва и др. В структуру комитета входили отделы: охраны атм. воздуха, охраны водных ресурсов и рыбных запасов; охраны земельных ресурсов, растит. и животного мира (позднее из него выделился отдел охраны растит. и животного мира и заповедных терр.); экономики и организации природопользования, долгосрочных программ; экол. нормирования и разрешения природопользования; экол. экспертизы, разрешений на размещение предпр. и контроль за предпр.; науч.-техн. информ. и экол. пропаганды и др. С самого начала своего существования к-т по охране природы развернул активную работу по всем направлениям природоохранной деят-сти. Были взяты на учет все предпр., работа к-рых негативно сказывалась на состоянии атм. воздуха, водных ресурсов, земель, лесов, растит. и животного мира. Организован контроль за использованием природных ресурсов. В 1991 к-т по охране природы переим. в Челябинской обл. к-т по экологии и природопользованию (предс. В. А. Бакунин; с 2004 — С. Н. Малышев). В 1995—97 гг. по инициативе к-та учреждено 12 зон санитарной охраны источников водоснабжения (в т. ч. для Каслей, Кусы, Кыштыма, Сатки, Снежинска, Усть-Катава); сокращена почти в 2 раза расчетная лесосека; запрещена рубка хвойных деревьев возрастом менее 40 лет; запрещен отстрел лосей; подготовлено эколого-экон. обоснование создания национального парка «Аркаим». Комитет принял непосредств. участие в организации нац. парков «Таганай» и «Зюраткуль». В 1996 к-т по охране природы был преобразован в Гос. к-т по охране окружающей среды Чел. обл., в 2000 вошел в состав К-та природных ресурсов по Челябинской обл. (с 2002 — Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской обл., с 2004 — Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской обл.). Управление осуществляет контроль: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного, растит. мира (кроме объектов охоты и рыболовства), среды их обитания и сохранения биол. разнообразия; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Осуществляет также надзор за геол. изучением, рацион. использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; за безопасностью гидротехн. сооружений и др. Выдает разрешения (лицензии) на добычу и пользование объектами животного мира, не являющимися объектами охоты и рыболовства; на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнес. к объектам охоты и рыболовства. Организует и проводит гос. экол. экспертизу: проектов правовых актов Чел. обл., реализация к-рых может привести к негативному воздействию на природные ресурсы; нормативно-техн. и инструктивно-методич. документов, утверждаемых органами гос. власти Чел. обл. и регламентирующих хоз. деят-сть (в т. ч. использование природных ресурсов); мат-лов, подлежащих утверждению органами гос. власти Чел. обл. и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производит. сил на территории области. Осуществляет также мониторинг объектов животного мира. Чел. обл. относится к регионам с неблагополучной экол. ситуацией. В 2000-х гг. даже при спаде пр-ва уровень загрязнения природной среды оставался одним из самых высоких в России. На территории Челябинской обл. находится 38737 предпр. различных форм собственности, из них 15931 является загрязнителем окружающей среды (предпр. металлург., горнодоб. пром-сти, сел. и жилищно-коммунального х-ва и др.). По данным Мин-ва по радиационной и экол. безопасности Чел. обл., до 2002 область занимала 1-е место по объему образующихся токсичных отходов, 3-е место по объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (6,5% от общерос. уровня) и 8-е место по объемам сброса загрязн. стоков в водные объекты (3% от общерос. уровня). В связи с производств. деят-стью ПО «Маяк» 23 тыс. км2 земель области загрязнено радионуклидами. В результате длит. антропогенного и техногенного влияния на природную сферу возник целый ряд экол. проблем: деградация естеств. ландшафтов, загрязнение воздушного бассейна, загрязнение поверхностных вод, загрязнение подземных вод, загрязнение почв, обеднение растит. и животного мира и мн. др. Низкий уровень качества окружающей среды в значит. мере влияет на состояние здоровья населения Челябинской обл. По данным Мин-ва по радиационной и экол. безопасности, в Челябинской обл. ежегодно регистрируется более 4,8 млн случаев заболеваний, в т. ч. 2,7 млн — с неустановл. диагнозом. Только за 2002—06 общая заболеваемость населения увеличилась на 11,5%. Фиксируется стойкое превышение общерос. уровня заболеваемости детей, в 2006 по сравнению с 2005 она увеличилась на 2,3% (у взрослых — на 7,3%). Чел. обл. к-т по охране природы, позднее Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, решил ряд важных проблем: по улучшению состояния атм. воздуха, питьевого водоснабжения; по усилению охраны лесов, растит. и животного мира. Была организована работа авторского коллектива по созданию Красной книги Чел. обл. (издана в Екатеринбурге в 2005). С 1992 комитет ежегодно издавал комплексные доклады о состоянии окружающей среды Чел. обл. (с 2005 их выпуском занимается Мин-во по радиационной и экол. безопасности). В 1994 подготовил к печати кн. «Промысловые звери и птицы Челябинской области», в 1995 — «Особо охраняемые природные территории Челябинской области». С 1989 выпускал первую в СССР экол. газ. «Экологический вестник Южного Урала», к-рая в 1992—2002 выходила под назв. «Малахит», «Зеленый лист», с 2003 — «Природа и мы». За заслуги в деле охраны окружающей среды и природных ресурсов 16 работникам Чел. обл. к-та по экологии и природопользованию присвоено звание «Заслуженный эколог Российской Федерации». В 2008 Указом Президента РФ образовано Мин-во природных ресурсов и экологии РФ, в ведение к-рого перешла Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.