Уставы муниципальных образований


Уставы муниципальных образований, осн. нормативные правовые акты муниципальных образований, имеющие высшую юрид. силу по отношению к иным нормативным правовым актам МО. Уставы определяют статус МО, его терр., структуру и полномочия представительных органов местного самоуправления, правовую, экон. и финанс. основу осуществления местного амоуправления (МС), формы и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения. Норма о наличии У. м. о. впервые была установлена законом РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации», принятым в 1991. В указ. законе использовался термин «положение (устав) о местном самоуправлении». В рамках этого закона, где были подробно расписаны полномочия органов МС всех уровней (района, города, поселка, сельсовета), значимость уставов была невелика. Тем более что указ. закон предусматривал обязательность принятия уставов лишь в районах и городах, а в отношении иных терр. МС лишь допускал их наличие. Федеральный закон от 28 авг. 1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» придал У. м. о. гораздо большее значение, что было обусловлено, в 1-ю очередь, большим уровнем децентрализации гос. управления, залож. в Конституции РФ 1993. В связи с этим существенно повысилась значимость нормативных правовых актов регион. и муниципального уровней. Законом были предусмотрены вопросы, подлежащие изложению в уставах МО, в т. ч.: границы и состав терр. МО; вопросы местного значения, находящиеся в ведении МО; формы, порядок и гарантии непосредств. участия населения в их решении; структура и порядок формирования органов МС; наим. и полномочия выборных и др. органов МС, должностных лиц МС; срок полномочий деп. представит. органа МС, выборных должностных лиц; их статус и социальные гарантии; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов МС; основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц МС; гарантии их прав; условия и порядок организации муниципальной службы; экон. и финанс. основа осуществления МС; общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Перечень этих вопросов мог быть продолжен применительно к конкретным условиям МО в соответствии с действующим законодательством. Законом предусматривалось, что устав разрабатывается МО самостоятельно и принимается представит. органом МС или населением путем проведения референдума местного. В малочисл. МО, где в соответствии с законом области полномочия представит. органа МС осуществляются собранием (сходом) граждан, устав МО может быть принят на собр. (сходе). Уставы МО подлежат гос. регистрации. До вступления в силу Федерального закона от 6 окт. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с обл. законом регистрацию уставов МО осуществляло Законодательное собрание Челябинской обл. (ЗСО). Перед регистрацией уставы проходили правовую экспертизу в гос.-правовом управлении аппарата ЗСО. Основанием для отказа в регистрации устава МО могло быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ и законам Челябинской области. После регистрации устав МО заносился в Единый реестр уставов МО Чел. обл., а МО выдавалось свидетельство установл. образца. Устав МО вступал в силу после его офиц. опубликования (обнародования). В соответствии с новым федеральным законом устав МО принимается представит. органом МО, если число жит., обладающих избират. правом, 100 чел. и более, сходом граждан — в МО с числ. жит. менее 100 чел. Проект устава МО не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО подлежит офиц. опубликованию (обнародованию) с одноврем. опубликованием (обнародованием) порядка участия граждан в его обсуждении и учета внес. предложений. Гос. регистрация уставов и внес. в них изменений и дополнений осуществляется в органах юстиции в порядке, установл. федеральным законом.