Военнообязанные


Военнообязанные, граждане допризывных и призывных возрастов, состоящие на воинском учете, а также прошедшие военную службу и состоящие в запасе Вооруж. Сил военнослужащие рядового и начальствующего составов. Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Исполняя конституционный долг, В. должны нести службу в рядах армии, проходить вневойсковую подготовку и выполнять др. связанные с обороной страны обязанности, включая защиту Родины с оружием в руках. Перед началом Великой Отечественной войны к В. запаса относился рядовой и начальствующий состав, исполнивший повинность в рядах царской армии, а также по Закону о всеобщей воинской обязанности СССР; личный состав, имевший воен.-учетную специальность и числившийся в запасе в соответствии с возрастным цензом. Принятым Верх. Советом СССР Законом о всеобщей воинской обязанности (1 сент. 1939) были установлены возрастные категории: для призывников — 19 лет; для рядового и сержантского состава, находящегося в запасе,— до 40; для ср. начальствующего состава — до 50, для старшего — до 55, для высшего — до 60 лет. Были определены сроки прохождения воен. службы: для младших командиров сухопутных войск 3 года (вместо 2); для рядового и младшего начсостава ВВС — 4 года; для матросов и старшин флота — 5 лет. С началом Великой Отечественной войны встала задача мобилизации в РККА и на флот В. запаса, прошедших арм. подготовку в предвоен. годы и имевших разнообразные воен.-учетные специальности. Указом Президиума Верх. Совета СССР (22 июня 1941) была объявлена мобилизация В., родившихся в 1905—18 гг., по 14 округам, в т. ч. по Уральскому военному округу. В августе 1941 ГКО принял дополнит. пост. «О мобилизации военнообязанных 1890— 1904 гг. рождения и призывников 1922—1923 гг. рождения». По законодательству, действовавшему в 1941—45, состоявшие в запасе лица снимались с воинского учета и переводились в отставку по достижении 55 лет. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 24 июля 1943 были введены звания для рядового и командного состава РККА; указом от 10 авг.— для ВМФ. Т. о. восстанавливалось традиционное для рус. армии звание рядового. Офицеры армии и флота делились на младших (от младшего лейт. до капитана) и старших (от майора до полковника). В. считались выписавшиеся из леч. учреждений и находившиеся в отпусках красноармейцы и командиры, признанные ограниченно годными к воен. службе, но не снятые с воинского учета; граждане, забронир. за предпр. оборонной пром-сти, отбывшие наказание или находившиеся в местах лишения свободы за незначит. правонарушения. С весны 1942, с сокращением числ. запасных контингентов, встала задача их пополнения путем переосвидетельствования, перерегистрации, снятия брони. Реализацией гос. решений по вопросам обеспечения фронта резервами занимались воен.-учетные столы органов милиции, сельсоветов, паспортные столы домоуправлений, органы местного воен. управления. В теч. 1941—45 военными комиссариатами Урала было призвано и направлено в действующую армию, тыловые части и учреждения 3 711 960 чел. Пополнение армии резервами, в т. ч. из числа добровольцев, носило непрерывный, плановый характер. Учетномобилизационными органами производилось комплектование из след. источников: военнослужащих молодых возрастов (высвобожд. из тыловых частей путем переосвидетельствования и замены старшими возрастами); военнослужащих, выписанных из госпиталей; В., признанных годными к службе в армии после мед. переосвидетельствования; разбронир. В.; не призванных своевременно по различным причинам В. (в т. ч. освобожд. из мест заключения, уклонившихся от призыва); В. из числа рабочих строительных колонн; молодежи призывных возрастов (за годы войны — 6 возрастных категорий призывников 1922—27 гг. рожд.; призывной возраст снизился до 17—18 лет); женщин 19—30 лет (направлялись для замены мужчин в тыловых подразделениях, частях боевого обеспечения, в автомоб. и войсках ПВО, связи, ВВС, в воинских учреждениях). На Урале при выполнении мобилизационных заданий учитывались возможности сохранения квалифицир. кадров для оборонной пром-сти, транспорта, с. х-ва; соблюдался строгий контроль за передвижением В. С сер. 1943 пополнение шло в осн. за счет молодежи призывных возрастов. С июля 1943 в систему обеспечения воинских формирований людскими, материально-техн. ресурсами были введены новые правила. Распределение призванных В. стало осуществляться строго по заявкам, поступавшим в штабы округов из див., бригад, полков. Было установлено 5 категорий качеств. состава призывного контингента. В 1-ю категорию включались все безусловно годные к воен. службе (до 40 лет), прошедшие подготовку, в т. ч. в подразделениях военного всеобуча, а также В., имевшие снятую судимость за незначит. правонарушения. Предписывалось в каждом полку иметь 1—2 роты, укомплект. личным составом 1-й категории; большинство красноармейцев 1-й категории пополняли маршевые подразделения. Во 2-ю категорию входили В., имевшие 7-летнее образование; младшие командиры с образованием 5 классов; рядовые с 6-летним образованием, ранее принимавшие участие в боевых действиях, из к-рых, как правило, комплектовались отд. команды (с перспективой дальнейшего обучения в воен. уч-щах). К 3-й категории относились крепкие, физически здоровые мужчины (до 40 лет) с образованием 4—5 классов (их рекомендовалось направлять в уч. батальоны, противотанк. дивизионы); к 4-й — В., имевшие ценные для армии специальности шоферов, связистов, артиллеристов; к 5-й — все имевшие высшее или ср. спец. образование. Система деления В. на категории существовала до конца войны, оказалась наиб. эффективной в условиях повышения требований со стороны военкоматов к качеству призывного контингента (с 1944). Для установления контроля за В. вводились ограничения в их передвижении: лица, прибывавшие на постоянное и врем. (сроком св. 10 дней) местожительство, командир. предпр. на период св. 1 мес, обязывались вставать на воинский учет в теч. 48 ч. Решение на выезд давалось лично военкомом или его зам. по письм. заявлениям В. и только в установл. случаях (перевода по службе, выезда на учебу, к месту работы по направлению предпр., перемены местожительства, болезни, поездки к родным в связи с несчастным случаем). Для уклонявшихся от постановки на воинский учет и лиц, содействовавших уклонению от учета, устанавливалась уголовная ответственность. На совр. этапе работа с В., создание условий для выполнения ими конституционного долга и обязанности регулируются федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (от 28 марта 1998). В нем определено, что воинская обязанность граждан РФ предусматривает строгий воинский учет, обязат. подготовку к воен. службе, призыв на военную службу и ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на воен. сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Этим же законом установлены порядок прохождения воен. службы по мобилизации, в период воен. положения и в воен. время, а также воен. обучение; возможность и порядок добровольного поступления на военную службу. Впервые в истории отеч. Вооруж. Сил гражданам РФ, чьи убеждения или вероисповедание противоречат несению воен. службы, Конституцией РФ и федеральным законом предоставляется право на замену ее альтернативной гражд. службой. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают органы гос. власти, гос. органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), должностные лица (в пределах установл. компетенции). Осн. роль в обеспечении исполнения населением воинской обязанности отведена военкоматам — обл. военному комиссариату и 48 гор. и районным. Совр. система работы с В. (включая отбор по состоянию здоровья, предварит. воен. обучение, препровождение к месту службы и др.) сложилась на основе опыта армий дорев. России и СССР. Содействие военкоматам оказывают учебные заведения, общест. организации: объединения воинов-ветеранов, к-ты и ассоциации солдатских матерей, патриотич. молодежные сообщества и т. д. В условиях изменения внутр. и междунар. положения страны, потребности в реформировании Вооруж. Сил РФ возрос объем работы военкоматов по обеспечению исполнения воинской обязанности. Ежегодно в военкоматах Южного Урала стоит на учете св. 100 тыс. чел. (только молодежи призывного возраста). Около половины молодых людей призывного возраста пользуется отсрочкой в связи с обучением, примерно треть — по семейным обстоятельствам и болезни, часть имеют броню на предпр. Ежегодно для пополнения воинских частей необходимо набирать 9 тыс. новобранцев — здоровых, грамотных, морально готовых переносить тяготы воен. службы. Частью совр. системы допризывной подготовки является преподавание курса ОБЖ в школах, профессионального училищах, ср. спец. уч. заведениях. При уч. заведениях созданы уч. центры для работающей молодежи призывного возраста. В системе обл. отделения Российской оборонной спортивнотехнической организации действуют 11 образовав учреждений, в т. ч. школы, готовящие специалистов по электротехн. средствам заграждений и сигнализации, водителей гусеничных тягачей, бронир. машин и т. д. На базе летних лагерей для учащихся допризывного возраста проводятся 5-дневные полевые сборы по изучению воен. дисциплин. Стали традиционными Дни призывника, в к-рых принимают участие главы адм.-территориальных образований, рук. учебных заведений и предпр. Обл., гор., районные военкоматы проводят большую работу с отслужившими в армии лицами — солдатами, прапорщиками, офицерами (ежегодно их числ. составляет ок. 10 тыс. чел.). Граждане данной категории подлежат строгому учету; для них проводятся уч. сборы и др. меропр.; при необходимости им оказывается помощь в решении жизненно важных вопросов. В работе с В. значительна роль ветеранов войн и вооруж. конфликтов.