Законы челябинской области, совокупность юрид. актов, регулирующих наиб. значимые, типичные и устойчивые общест. отношения на территории Челябинской обл. Как и все регионы РФ, Чел. обл. получила право собств. законотворчества в 1993. Законы и иные нормативные правовые акты образуют единую и целостную систему законодательства Чел. обл. Осн. среди них является Устав (Основной Закон) Челябинской области, к-рому не должны противоречить иные законы и нормативные правовые акты, принимаемые в области. Устав и законы области имеют высшую юрид. силу и прямое действие на ее терр. Органы гос. власти области и местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения, предпр., учреждения и организации, находящиеся или осуществляющие деят-сть на территории области, включая федеральные органы власти, обязаны соблюдать Устав и законы области. Они подлежат гос. защите на территории Челябинской обл. так же, как и законы РФ. Право принятия З. Ч. о. принадлежит Законодательному собранию Чел. обл. (ЗСО). Законодат. процесс многосложен и регулируется обл. Уставом и законами «О Законодательном собрании Челябинской области», «О нормативных правовых актах Челябинской области», Регламентом ЗСО. Разработка законопроектов осуществляется на основе текущих и перспективных планов законопроектных работ ЗСО и Правительства Челябинской области, что не исключает возможность их подготовки вне программы. З. Ч. о. как субъекта РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не должны им противоречить. Законотворч. процедура делится на 4 стадии: выдвижение законодательной инициативы, обсуждение законопроекта, принятие закона, подписание губернатором Челябинской области и опубликование. Проекты 3. Ч. о. готовятся постоянными комитетами ЗСО, органами исполнительной власти, а также иными органами, орг-циями и лицами по поручению ЗСО. Для подготовки наиб. значимых законопроектов создаются рабочие группы из деп. ЗСО, представителей соответствующего субъекта права законодат. инициативы, общест. объединений, специалистов, ученых и т. д. Законопроект м. б. опубликован в СМИ для публичного обсуждения. До принятия к-том ЗСО решения у автора законодат. инициативы есть право изменить текст законопроекта либо отозвать его. Рассмотрение законопроектов, внес. в ЗСО, проходит не менее чем в 2 чтениях. При наличии поправок законопроект рассматривается в 3 чтениях. Закон считается принятым, если за него проголосовало большинство деп. ЗСО (за внесение изменений в Устав области должно проголосовать не менее 2/3 деп.). Нормативные положения закона излагаются в статьях, имеющих заголовок и сквозную нумерацию, ясным, лаконичным, исключающим двусмысленность яз. Подготовл. текст закона с пост. ЗСО о его принятии направляется для подписания губернатору. Он вправе отклонить принятые З. Ч. о. и возвратить их на повторное рассмотрение. В случае согласия ЗСО с мотивировкой возврата закон принимается в новой редакции, но остается без изменений, если не менее 2/3 деп. отклонят возражения губернатора. Любой З. Ч. о. вступает в силу с момента публикации его текста в газ. «Южноуральская панорама». Законы, принятые ЗСО (ранее — обл. думой) в 1994—2004, установили принципы организации, порядок формирования и деят-сти органов гос. власти и органов местного самоуправления Чел. обл., адм.-терр. преобразования в регионе (Устав области, «О Законодательном собрании Челябинской области», «О референдуме Челябинской области», «О государственной службе Челябинской области», «О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области», «О Правительстве Челябинской области», «О схеме управления Челябинской областью», «О Контрольно-счетной палате Челябинской области» и др.); порядок использования утвержд. в 2001 герба, гимна, флага Чел. обл.; порядок формирования и расходования обл. бюджета, виды и размеры регион. налогов и сборов, тарифы, ставки платежей, льготы по платежам в бюджет [«О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области», «Об областном бюджете на (очередной) год», «Об исполнении областного бюджета за (истекший) год»; «О транспортном налоге», «О бюджете Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования», «О налоге на имущество предприятий», «О ведомственной классификации расходов областного бюджета» и др.]; регулируют регион.экон. политику, отношения собственности, организацию управления обл. х-вом и социальной сферой, рацион. использование земель и природных ресурсов [«О порядке управления государственной собственностью Челябинской области», «Об органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О промышленной политике», «О локальных естественных монополиях», «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства», «О государственном земельном кадастре Челябинской области», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области», «О поставках товаров, выполнении работ, об оказании услуг для областных государственных нужд», «Об охране труда в Челябинской области», «Об охране и защите прав детей в Челябинской области», «О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Челябинской области», «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Челябинской области», «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» и др.), а также законы о признании утратившими силу нек-рых предыдущих З. Ч. о. Ныне в Челябинской обл. действует св. 200 обл. законов по самым разным сферам общест. жизни, экономики, экологии и т. д.