Первый Уральский коммунистический железнодорожный батальон, воинское формирование периода Гражданской войны. Одно из первых в стране воен. ж.-д. подразделений. Сформировано на ст. Уфалей как особая техн. ж.-д. рота (командир И. А.. Данилов) после выступления Чехословацкого корпуса в Чел.; с 31 окт. 1918 П. У. К. ж. б. 27 мая 1918 рота была отправлена к ст. Аргаяш — стратегич. пункту на екатеринб. направлении (в районе Аргаяша были сосредоточены, с одной стороны, значит. силы чехосл. легионеров, с др.— регулярные части Красной Армии и красногвард. отряды). Личный состав роты двигался к линии фронта, проходившей севернее Кыштыма, в бронир. вагоне, прицепл. впереди паровоза. «Броневагон» был сооружен в Уфалейском ж.-д. депо из амер. полувагона, обшитого деревом (под обшивку был засыпан песок; устроены бойницы, установлены пулеметы и 3-дюймовая пушка). Попытки противника захватить уфалейский «бронепоезд» с ж.-д. командой были безуспешными. 31 окт. 1918 на ст. Гороблагодатская рота была развернута в батальон, получивший назв. П. У. К. ж. б. Организаторами батальона были И. А. Бобылев (первый командир; см. Бобылевы) и Н. Ф. Евсеев (комиссар); ротой путейцев командовал А. П. Давыдов, ротой тяги — В. П. Горбунов; в составе батальона воевали Е. Я. Захаров, П. И. Калистратов, А. Н. Ларионов, А. У. Онучин, К. П. Рольщиков, М. П. Сонин и др. В окт.— дек. 1918 батальон участвовал в боях под Нижнетагильским и Лысьвенским заводами, ст. Чусовская и др. В дек. 1918 оказался отрез. за линией фронта, под ст. Левшино, где изменил организационную структуру: были образованы роты восстановит.-подрывная и охранения, 2 эксплуатационные (из 4 полурот — путейской, движения, кондукторской и тяговой); командиром был назначен Ф. П. Шатохин. Батальон воевал на стыке 29-й и 30-й стрелк. див. (янв. 1919). В середине апр. 1919 обеспечивал связь между тылом и фронтом, его подвижной состав обслуживал 100-км участок между ст. Зуевка и Балезино. Участвовал в боях на ст. Верещагино, Балезино, Глазов, Пермь (июнь — июль 1919), в Сибири. С формированием и отправкой к линии фронта спец. рем.-восстановит. эшелона (июль) возобновилось регулярное прямое сообщение между Пермью и Екатеринбургом. В кон. июля 1919 штаб П. У. К. ж. б. передислоцировался на ст. Богданович, где по приказу нач. воен. сообщений армии П. У. К. ж. б. был объединен со 2-м ж.-д. батальоном (командир Н. Т. Гребенев, комиссар Евсеев). Участвовал в боях за Тюмень, Омск, Ялуторовск. В нояб. 1919 батальон вошел в состав Двадцать девятой стрелковой дивизии; в арм. ж.-д. батальоне было укомплектовано 4 роты: пути, тяги, службы движения и подрывная. (В распоряжении армии было еще 2 спец. батальона: ж.-д. — из уфалейских железнодорожников; охраны путей сообщения — в осн. из бойцов бывшего отряда охраны Омской ж. д.) Бойцы П. У. К. ж. б. охраняли ж.-д. линию, восстанавливали разруш. перегоны; команда подрывников (командир Рольщиков) взрывала ж.-д. коммуникации и мосты. В янв. 1920 на базе батальона были созданы 3 ж.-д. дивизиона: 35-й (поступил в распоряжение нач. 30-й стрелк. див., прошел боевой путь до Байкала); 36-й и 37-й (отправлены на Зап. и Юж. фронты); Огд. инж. рота вошла в состав 152-й стрелк. бригады 51-й стрелк. див. В 1978 в память о формировании П. У. К. ж. б. установлена мемориальная доска на ж.-д. ст. Кушва.