Энциклопедия Челябинской области

главнаяэнциклопедияэнциклопедия новаяобъявления
Точный Средний Глубокий

Златоустовское трамвайное управление

Златоустовское трамвайное управление (ЗТУ), предприятие электротранспорта, МУП. Открытие трамвайного движения в Златоусте было предусмотрено ген. планом, разработка к-рого началась в 1928 под рук-вом арх. Д. Е. Шибаева. Проект развития трамвайного движения был утвержден Наркоматом коммунального х-ва РСФСР в 1934, тогда же началось стр-во трамвайных путей из центра города в сторону ЗМЗ. Одноврем. велось стр-во тяговой подстанции (ТП) № 1 и депо на 20 вагонов. К концу лета президиум гор. Совета утвердил штат предпр. в кол-ве 120 чел.; нач. управления эксплуатации трамвая назначен Э. Э. Гильченко. В авг. 1934 начались занятия на курсах по подготовке вагоновожатых и кондукторов, в дек. были подготовлены квалифицир. дежурные по ТП; 23 дек. вагоновожатые И. Г. Гусев и Г. А. Шиков провели первую обкатку вагонов, 25 дек. состоялось торжеств. открытие движения трамваев. Стр-во предпр. гор. электротранспорта и его производств. структуры изменило архит. облик города: было снесено 7 жилых домов при прокладке рельсов; еще 15 — в ходе стр-ва трамвайного парка. ЗМЗ перенес на новое место свои объекты: компрессорную подстанцию, кузницу, конюшню, заводскую ж.-д. ветку, а также кварцитовые разработки. Трамвайная линия имела протяженность 5,8 км. Маршрут предусматривал 11 остановок. В ср. за сутки на линии курсировало 7 вагонов. С 1 марта 1935 началось движение ночного дежурного трамвая. В 1935 златоустовцы приступили к работам по стр-ву 2-й очереди; началась прокладка путей от гор. площади до вокзала; 23 февр. 1936 открылось регулярное движение по новому маршруту. В целом за 1936 было перевезено 4029,8 тыс. пассажиров. В 1936—38 проведен капитальный ремонт ТП № 1. Трамвайный парк насчитывал 18 вагонов (1937). С 1938 начался регулярный ремонт контактной сети, для к-рого был оборудован спец. вагон. По итогам работы в 1940 ЗТУ заняло 6-е место в респ. соревновании (в 1939 — 26-е). За 1936—40 перевезено 62 205,4 тыс. пассажиров. В годы Вел. Отеч. войны 129 работников ЗТУ ушли на фронт; для перевозки раненых от вокзала к госпиталям, размещавшимся в городе, оборудовано 3 сан. поезда. В 1946 награждены мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» 25 работников ЗТУ. В 1950-х гг. проложены новые трамвайные пути; в 1959 их протяженность составила 44,25 км. В 1954—62 проводилась рек-ция трамвайного депо, в результате к-рой рем. база была расширена до 12 мест. В 1959—60 состоялся переход на однотипные 4-осные вагоны МТВ-82 Рижского вагоностроит. з-да (составили 90% парка). С 1976 подвижной состав депо обновлялся трамваями типа КТМ 5МЗ Усть-Катавского вагоностроит. з-да. В 1978 начато стр-во депо на 100 четырехосных вагонов. Депо обеспечено станочным парком, позволяющим выполнять любые виды рем. работ. Все пас. вагоны (80 ед.) оборудованы радиосвязью. Помимо пас. ЗТУ располагает 16 спец. вагонами (снегоочистители, рельсотранспортер, вагон-самосвал, передвижная электростанция, грузовая платформа, вагоны для обслуживания контактной сети, рем. и уч. вагоны), 38 ед. спец. автомоб. и тракторной техники. В 1993 в златоуст. трамваях вновь появились кондукторы. В 1990-х гг. внедрялись новые формы обслуживания пассажиров — на линии появился экскурсионный трамвай «кафе-бар» (1997), силами ЗТУ спроектирован и оборудован вагон для инвалидов (2000). За 1966—2004 значком «За работу без аварий» отмечены 64 водителя трамвая. С 1981 на предпр. ежегодно проводится конкурс профес. мастерства. В 2000 впервые состоялся конкурс «Лучший кондуктор». С нач. 1990-х гг. шло укрепление производств. базы управления. В 1999 введен в эксплуатацию участок с линией «Рифей-универсал» по пр-ву шлакоблочной продукции, в 2002 — пилорама, в 2003 — кирпичный з-д. Силами предпр. построены адм.-бытовой комплекс ОКС (1996), здание службы сбора выручки (1998), адм.-бытовой корпус «Путь» с механич. мастерскими (2003). В 2003 ЗТУ получены лицензии на стр-во зданий и сооружений, на осуществление образоват. деят-сти по утвержд. программам. В 2005—06 управление действовало как ООО «Златоустовский трамвай». В 2007 числ. работающих в ЗТУ составляла 616 чел.; общая протяженность трамвайных путей — 50,9 км (15 участков с тяжелыми условиями движения). В 1992 на предпр. осн. собств. малотиражная газ. «Трамвай Златоуста», в 2005 переим. в «Златоустовский трамвай». С 1999 при управлении действует музей златоуст. трамвая. ЗТУ оказывает шефскую помощь школе № 34, детскому саду № 78, участникам войн в Афганистане и на Сев. Кавказе, спортсменам. Предпр. перечислены средства на восстановление храма Христа Спасителя в Москве. За высокие показатели в работе ЗТУ объявлена благодарность министра транспорта РФ (1999). В 2000—02 коллектив становился победителем Всерос. конкурса «Российские организации высокой культуры». В 1994 почет. работниками транспорта России названы: Л. Г. Новикова, Р. С. Сашко, О. А. Шупан и др.; в 1998 и 1999 почет. работниками горэлектротранспорта России — О. Г. Артамонова, Г. П. Харламова, В. С. Шаров и др. Решением дирекции и профсоюзной орг-ции в 1999 учреждено звание «Почетный работник Златоустовского трамвайного управления» (удостоена водитель трамвая Сашко). ЗТУ руководили: Н. А. Вахрушев (1946—53), Н. И. Лисов (1953—69), Н. Д. Плессовских (1978-79), С. Н. Сугробов (1981-88), Шаров (1993—2005), А. И. Кочетков (2005—06). С 2006 управление возглавляет И. Н. Рустин.

Вы можете дополнить или исправить текст, добавить фотографии и ссылки - правка
Поделиться:
    
Комментарии
Нет комментариев
Добавить комментарий
Имя(2-40 символов)
Комментарий(10-500 символов)
Энциклопедия Челябинской области
Яндекс.Метрика