Заработная плата


Заработная плата, осн. источник ден. доходов населения у цена рабочей силы человека. В рыночной экономике 3. п. формируется на рынке труда в зависимости от стоимости и соотношения спроса и предложения рабочей силы. Исключением из этого правила является цена рабочей силы в бюджетном секторе экономики: ее определяет гос-во. 3. п. является осн. доходом работников наемного труда. Она выполняет следующие функции: воспроизводственную (воспроизводство рабочей силы), стимулирующую (обеспечивает заинтересованность работников в труде), регулирующую (регулирует спрос на товары, услуги и рабочую силу). Различают номинальную 3. п. в ден. форме и реальную 3. п. (выраж. в нек-рой массе жизненных средств, т. е. в виде товаров и услуг, обеспечивающих существование работника и его семьи; см. табл. 1, 2, 3).Товары и услуги приобретаются работником на номинальную 3. п. после вычета из нее налогов и платежей. Социальные пособия, получаемые работающими из гос. и негос. внебюджетных фондов, не включаются в фонд 3. п. и ср. 3. п. Не относятся к 3. п. также доходы по акциям или от участия в собственности предпр., орг-ций (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и пр.), страховые взносы в различные фонды, выплаты из внебюджетных фондов, авторские вознаграждения, стоимость форменной одежды, командировочные расходы, плата за обучение работников в уч. заведениях и т. п. В Чел. к-те гос. статистики заполнение дина-мич. рядов по 3. п. начато только в 1956. Но в сохранившемся кратком статистико-экон. справочнике 1941 представлены данные по фонду 3. п. рабочих и служащих Чел. обл.: год. фонд 3. п. в 1937 — 1532,6 млн руб., в 1939 — 1963,2 млн руб.; среднегодовая 3. п. в 1937 — 2799 руб., в 1939 — 3614 руб. По отраслям нар. х-ва данные за предвоен. годы отсутствуют (кроме среднегод. 3. п. рабочих крупных предпр. пром-сти — ЧТЗ, ММК и т. п., к-рая составляла в 1929 - 708, в 1932 - 1164, в 1939 - 3860 руб.). Как указывалось в справочнике, «среднегодовая заработная плата рабочих и служащих крупной промышленности в 1939 по сравнению с 1929 годом увеличилась в 5,5 раза». В период планового ведения х-ва (до 1990-х гг.) отмечался стабильный рост 3. п. С 1937 по 1990 она возросла в ср. в 10,5 раза и составила более 40% всех ден. доходов населения. С началом экон. преобразований в стране, переходом на рыночные отношения, разгосударствлением предпр., появлением частного бизнеса ситуация изменилась. Напр., в 1992 реальная 3. п. снизилась по сравнению с 1991 на 40,8% В связи с падением реальной 3. п. существенно снизилась ее доля в общих ден. доходах населения Челябинской обл. (табл. 4). К тому же в условиях становления рыночной экономики, при падении уровня пр-ва, разрушении экон. связей, либерализации цен у предпр. возникла еще одна проблема: со своеврем. выплатой 3. п. своим работникам. Появился даже термин «просроченная задолженность предприятий (организаций) перед работниками по заработной плате». Несвоеврем. выплата зарплаты обостряла проблему низких заработков, вызывая снижение реальной 3. п. С экон. точки зрения, задержки выплат 3. п. образовывали своего рода принудит, беспроцентный заем трудящихся гос-ву и работодателям. Вступивший в действие с 1 февр. 2002 Т^руд. кодекс РФ предусмотрел ответственность работодателей за нарушение сроков выплаты 3. п., компенсации работникам за несвоеврем. выплату ее, а также предоставил право работникам приостанавливать работу до выплаты задерж. суммы. Самый большой рост долга по 3. п. наблюдался по Челябинской обл. в 1998. На нач. 1999 он составил по всем отраслям экономики 2596,6 млн руб. С 1999 отмечается значит, снижение задолженности: за этот год она снизилась на 37,8%, в т. ч. в пром-сти на 36,8%, стр-ве на 42,6%, в орг-циях социального обеспечения была ликвидирована полностью, культуры — на 99,2%, гос. и муниципального управления — на 98,5%, здравоохранения — на 91,2%, образования — на 88,7%, милиции общест. безопасности — на 79,3%, науки — на 75,1%. К нач. 2000 практически удалось ликвидировать задолженность по 3. п. работникам бюджетной сферы (в орг-циях, финансируемых из средств федерального, обл. и местных бюджетов). К 2003 в области 659 предпр. имели задолженность по 3. п. перед своими работниками, к 2006 их число сократилось до 28, к 2007 — до 9. В пром. пр-вах задолженность за 2003—04 снизилась с 1518,0 млн до 390,6 млн руб., на трансп. предпр.— с 116,9 млн до 7,5 млн, в стр-ве — с 243,1 млн до 46,4 млн, в ЖКХ — с 171,2 млн до 31,7 млн руб. На 1 янв. 2007 числ. работников, перед к-рыми орг-ции имеют задолженность по 3. п., составила ок. 600 чел. Большая часть из них трудится в сел. х-ве, охоте и лесозаготовках (307 чел.), в стр-ве (108 чел.). Для Чел. обл. характерна большая дифференциация 3. п. по отраслям, социально-профес. группам внутри орг-ций (см. табл. 2, 3). В 1950—80-е гг. наиб, высоко оплачивался труд в пром-сти, стр-ве, науке и науч. обслуживании. К 1990 ср. уровень 3. п. в этих отраслях на 11,18 и 28% соответственно был выше ср.-обл. уровня. В 1990 самая высокая 3. п. была уже в орг-циях финансирования, кредитования и страхования — на 42% выше, чем в ср. по области, и почти на 29% выше, чем в пром-сти. Лидирующее положение работников этой отрасли по уровню 3. п. сохранилось до наст, времени. В 2005 среднемесячная 3. п. в этой отрасли в 2,4 раза превысила среднемесячную по области (см. табл. 5). В 2003 среднемесячная 3. п. была выше, чем ср. 3. п. по области, в таких отраслях, как пром-сть — на 19%, транспорт и управление — на 29%, связь — на 31%, наука и науч. обслуживание — на 59%. Самый низкий уровень 3. п. в 1950—60-е гг. отмечен в с. х-ве: среднемесячная 3. п. работников сельского хозяйства почти в 2 раза ниже, чем в пром-сти. В период выполнения разработ. рук-вом страны программы сближения города и села 3. п. в с. х-ве росла более высокими темпами, чем в ср. по области и в пром-сти, и в 1970 их соотношение составило 0,8; в 1990 — 0,9. Начиная с 1991 положение работников с.-х. отрасли опять значит, ухудшилось, и к 2003 их среднемесячная 3. п. стала самой низкой по области — 2170 руб., что составляло 45% к среднеобл. уровню и 38% — к пром-сти. Ниже, чем ср. по области, 3. п. в таких отраслях, как лесное х-во (53% к среднеобл. уровню), культура и иск-во (55%), оптовая и розничная торговля, образование (63%), общест. питание (67%), здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение (68%), ЖКХ, не-производств. виды бытового обслуживания населения (74%). В рыночной экономике России наряду с официально учтенной существует т. н. теневая 3. п., к-рая составляет ок. 1/3 официально учтенной. На предпр. используются 2 осн. формы оплаты труда: сдельная (зависит от величины продукта труда) и повременная (зависит от величины отработанного времени). Существуют различные системы формирования (начисления) 3. п.: тарифные, бестарифные, индивидуальные, коллективные и т. д. В зависимости от рабочего времени различают часовую, дневную, недельную, месячную, годовую 3. п. Гос-во устанавливает также миним. 3. п. В развитых странах она соответствует прожиточному минимуму (ПМ; составляет 30—40% от 3. п.). Начиная с 1992 в Челябинской обл., как и в целом по России, ведется расчет величины прожиточного минимума (ВПМ) — стоимостной оценки миним. набора продуктов питания и непрод. товаров и услуг, необходимого для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности, расходов по обязат. платежам и сборам. В 2003 ВПМ составила 2029 руб., при этом ср. 3. п. превысила ВПМ в 2,4 раза. В 2004 по стране миним. 3. п. была в 4 раза меньше ПМ и в 11 раз меньше среднемесячной 3. п. Наилучшее соотношение среднемесячной 3. п. и ВПМ наблюдалось в 1992—93, когда 3. п. обеспечивала 3,1 ПМ, наихудшее — в 2001 (1,3), что отражено в табл. 6. Из года в год растет дифференциация 3. п. по городам и районам Чел. обл. Если в 1990 макс. среднемесячная 3. п. превышала миним. на 58,8%, то в 2003 — в 3,7 раза. Стабильно 1-е место по уровню оплаты труда занимает Магнитогорск, где среднемесячная 3. п. превышает среднеобл. уровень на 47,3%. Затем следуют Карталы, Чел., Аша. Самую низкую 3. п. получают работники Троицкого, Уйского, Бред, р-нов. На терр. этих районов среднемесячная 3. п. в 2003 была ниже 2000 руб.