Златоуст, участковая станция 1-го класса (Чел. отделение ЮУЖД; 1941-й км). Одна из высокогорных ж.-д. станций (выс. 452 м над ур. м.). Расположена в 4 км к северо-востоку от центра г. Златоуста, у северного склона г. Косотур. На станции 22 пути общей протяженностью 42,5 км. Имеется 3 маневровых района (новый, техн. и грузовой парки), парки отстоя, локомотивного и вагонного депо. К станции примыкают 2-путные перегоны Златоуст — Аносово (с 3.) и Златоуст — Уржумка (с В.). Ежесуточно через 3. проходит неск. десятков пас. и товарных поездов. Среди грузоотправителей и грузополучателей станции практически все крупные и ср. пром. предпр. Златоуста. Осн. в сент. 1890. До открытия участка 3. — Чел. (окт. 1892) являлась конечной станцией Сама-ро-Златоустовской железной дороги. Перво-нач. на линии работало 11 паровозов; вагонный парк состоял из 50 грузовых, 7 пас. вагонов и 68 платформ. Пропускная способность составляла 9 пар поездов в сутки. Значит, часть грузов отправлялась со станции Златоуст. казенным заводом. В 1895 была сооружена телеф. линия между станцией и Гл. конторой Златоуст, заводов. Существенно возросло значение станции на рубеже 19—20 вв. с открытием сквозного движения по Транссибирской железнодорожной магистрали. В годы рев-ции 1905—07 станция стала одним из центров рев. движения на Южном Урале, в нояб.— дек. 1905 П. И. Воеводину был выделен спец. вагон для агитационных поездок по жел. дороге. В 1905— 12 станция (как и вся дорога) находилась на воен. положении, к-рое было вновь введено в июле 1914 (действовало до марта 1917). Летом 1913 на станции начались работы по электрификации улиц и учреждений пристанционного поселка. В апр. 1917 на станции был создан красногвард. отряд из 10 чел. (командир М. Ф. Назаров, комиссар В. Савицкий, начальник штаба Ф. А. Ко-панев-Самарин). Бой на станции Златоуст (27 мая 1918) явился первым сражением отрядов Красной гвардии с легионерами Чехословацкого корпуса (в 1922 на месте боя установлен памятник). В июле 1918 ст. 3. была захвачена белогвард. частями. В мае 1919 на станции прошли аресты чл. подпольной орг-ции РКП (б). Были расстреляны Г. А. Белоусов, А. Жуков, М. Ягупов. 13 июля 1919 станция была взята с боем бойцами 235-го Невельского стрелк. полка 1-й бригады (командир К. А. Нейман) Двадцать седьмой стрелковой дивизии красных. В годы индустриализации станция существенно расширилась (увеличилось путевое развитие, возросли объемы работ из-за значит, кол-ва грузов, поступавших на рек-цию златоуст, з-дов), в кон. 1930 вошла в состав Пермской ж. д., с апр. 1934 — в состав ЮУЖД. Во 2-й пол. 1930-х гг. на ст. 3. появились мощные паровозы новых серий ФД, СО, ИС; внедрена полуав-томатич. блокировка стрелок. С началом Вел. Отеч. войны резко возросли объемы перевозок: только во 2-й пол. 1941 на ст. 3. прибыли эшелоны с оборудованием и рабочими 29 эва-куир. предпр. В годы войны отсюда отправлялись поезда с воен. продукцией предпр. Златоуста (качеств, сталь, корпуса снарядов и мин, пулеметы, авиац. пушки); прибывали эшелоны с ранеными (в Златоусте размещалось 9 военных госпиталей). В мае 1944 ГКО СССР принял решение об электрификации участка ЮУЖД от Чел. до Златоуста. В нояб. 1945 движение поездов на этом участке переведено на электрич. тягу, осуществлялось электровозами серии BJI19 (см. Локомотивы). В сент. 1946 на базе Златоуст, участка движения приказом МПС СССР создано самостоят. Златоуст, отделение ЮУЖД, в состав к-рого вошла ст. 3. В 1956 на станции внедрены электрич. централизация стрелок и парковая радиосвязь. В 1957 завершена рек-ция контактной сети. В 1963 маневровые паровозы заменены на электровозы и тепловозы. В 1981—86 произведена масштабная рек-ция станции, в ходе к-рой построены новый вокзал и пост электрич. централизации, удлинены станционные пути, перенесен техн. парк, построены туннель и новый пешеходный мост, открыт 3-й стрелочный пост. Рек-ция позволила обрабатывать на станции длинносоставные поезда. Среди работников станции разных лет — кавалеры орд.