Каслинское литьё


Каслинское литьё, художеств. изделия (скульптура, садовые столики, решетки и т. д.) из чугуна пр-ва Каслинского чугуноплавильного и железоделат. завода (ныне Каслинский машиностроительный завод). Освоению пр-ва художеств. литья на Каслинском заводе способствовало наличие сырьевой базы: месторожд. первосортных формовочных песков, не уступавших по своим свойствам лучшим европ. формовочным пескам; чугуна, выплавлявшегося в ваграночных печах и отличавшегося низким содержанием примесей. Литейное пр-во на Каслинском заводе было освоено к 1811: выпускались ядра, бомбы, гранаты, картечь. В 1815 началось массовое пр-во чугунной посуды (кумганов, казанов, сковород, горшков), благодаря чему были сформированы опытные кадры литейщиков. Значительная роль в освоении пр-ва сыграли управляющий з-дами Кыштымского горного округа Г. Ф. Зотов, литейные мастера М. Е. Тепляков, Н. З. Тепляков. К 1830-м гг. завод специализировался на выпуске бытовых предметов, половых плит, украш. орнамент. рельефами, ажурных решеток, оград. Мелкосерийное пр-во художеств. отливок началось в авг.— сент. 1844 и было окончательно налажено к 1845—46. До нач. 1850-х гг. отливка производилась только в сырые песчаные формы. В середине 1840-х гг. налажен выпуск садово-парковой мебели, пресс-папье с первыми образцами скульптуры малых форм, декоративных тарелок, подсвечников. Скульптура малых форм включает широкий круг художеств. произв., предназнач. преим. для интерьеров жилых помещений, а также монеты, мед. и геммы. В альбомах Каслинского завода, в заводских документах во 2-й пол. 19 в. скульптура малых форм, тиражировавшаяся в чугуне, называлась «художественными вещами» или «кабинетными вещами», «кабинетным литьем». В числе этих изделий бюсты, вазы, статуэтки, скульпт. группы, подчасники, пепельницы, спичечницы, ножи для бумаг, канделябры, кронштейны, печати, рамки, чернильницы, шахматы, брелоки, памятные мед. и медальоны. С привлечением на Каслинский завод литейщиков с др. предпр. начался процесс обучения местных мастеров, внедрение нового способа покрытия отливок, расширился ассортимент художеств. продукции. В кон. 1840-х гг. выпускались подсвечники 3 видов: лаковые, черные, бронз. Помимо узорчатых тарелок началось пр-во молочников и марочниц нового образца, из садово-парковой мебели — садовых кресел. В 1852—53 началась отливка круглой камерной скульптуры: конных групп и отд. фигурок коней (в заводской отчетности «Кони»). А. Доминяк, авт. ст. «Назрел разговор о Каслях» (опубл. в ж. «Декоративное искусство СССР»), связывает первые опыты каслинских мастеров с именем П. К. Клодта (см. Клодты). Исслед. отмечают, что модели коней Клодта в сер. 19 в. были наиб. популярны и неоднократно служили образцами, по к-рым изготовлялись художеств. произв. на пром. предпр. В результате произвед. в 1852—53 модернизации ваграночного пр-ва объем выпускавшейся продукции увеличился почти в 2 раза: в 1853—56 производилось до 42 000 пуд чугунного литья (на каждого литейщика в день приходилось в ср. по 1 пуд). На заводе началось освоение наиб. сложного способа формовки художеств. литья — кусковой «всухую». К нач. 1860-х гг. К. л. (преим. рус. кухонная посуда, азиат. посуда, печные принадлежности) стало широко известно благодаря своему высокому качеству. Ассортимент изделий значит. расширился. Регулярным стал выпуск «кабинетного литья» (мелкая пластика, подсвечники, подчасники, пепельницы, декоративные тарелки), не уступавшего по отделке и уровню исполнения аналогичным бронз. вещам. Характерные признаки К. л.: графич. четкость силуэта, тщат. проработка деталей, имитация фактуры различных мат-лов. В 1861 на Мануфактурной выставке в С.-Петербурге были представлены столы, диваны, решетки, чернильницы, статуэтки. К. л. было удостоено малой серебряной мед. В обозрении выставки отмечалось, что отливка чугуна Каслинского завода (наряду с Нязепетровским и Кыштымскими заводами) «превосходна, особенно в мелких вещах, которые вдобавок при изящных формах еще и очень дешевы». На Всемирной выставке в Париже (1867) продукция завода была отмечена большой серебряной мед. Высококачеств. художеств. отливки, представл. на выставке, уступали аналогичным изделиям из Франции, Германии и Англии. В связи с этим возникла необходимость пополнить заводскую эталонную коллекцию новыми моделями, чему в значительной степени способствовала деят-сть Г. В. Дружинина (см. Дружинины), проживавшего в С.-Петербурге и осуществлявшего подбор опытных специалистов для пр-ва художеств. чугуна на Каслинском заводе. При подготовке к Всерос. выставке в С.-Петербурге (1870) ассортимент К. л. был расширен. На заводе выпускалось до 12 тыс. пуд в год первосортной кухонной посуды, до 30 пуд художественных изделий. В 1873 на Всемирной выставке в Вене были представлены чугунные изделия (ваграночного литья): мебель, посуда, бюсты, скульптурные группы. Ассортимент художественных изделий был значит. шире, чем на предыдущих выставках. Наибольшее внимание привлекла чугунная посуда. Окончат. формирование осн. направлений в К. л. завершилось в 1870-е гг. Выпускники АХ М. Д. Канаев и Н. Р. Бах, работавшие в Каслях, способствовали установлению тесной связи К. л. с общими направлениями развития рус. скульптуры, подготовке квалифицир. кадров. В 1876 завод тиражировал скульптуру малых форм 122 наим.: статуэтки, скульпт. группы Клодта, Н. А. Либериха, а также работы нем. и франц. скульпторов (собачки — левретки и шерло, рыцари и др.). В брошюре одного из управляющих округом А. Д. Одинцова (1881) в графе «Ваграночно-литейные произведения» перечислены произв. Канаева: «Цыганка», «Эол», «Рамка для медалей заводам на выставках», «Гномы», «Медаль 100-летнего юбилея Петрозаводска Олонецкой губернии» и др. Несмотря на увеличение коллекции художеств. моделей в 2 раза, отмечалось недостаточное кол-во новых образцов. На 1880—90-е гг. приходится расцвет К. л. К кон. 19 в. сложился своеобразный стиль; наряду с барочной, классич. и реалистич. скульптурой были представлены произв. модерна. Каслинские литейщики воспроизводили в чугуне произв. Р. И. и Р. Р. Бахов, Ф. Ф. Каменского, Клодта, Н. А. Лаверецкого, Е. А. Лансере, Н. И. Либериха, А. Л. Обера, Ф. П. Толстого и др. Отливалось мн. изделий с моделей зап.-европ. скульпторов (Ж.-Л. Готье, К. Ф. Шинкеля, П.-Ж. Мена, Э. М. Фальконе и др.). В 1891 вышел фотоальбом В. Л. Метенкова «Литье Каслинского завода Кыштымского округа», в приложении к к-рому (опубл. в Екатеринбурге) скульптуры, бюсты, вазы, канделябры, скульпт. группы, пепельницы перечислялись в соответствующих разделах под порядковыми буквами алфавита (каждое изделие под своим номером). Альбом, включавший 36 таблиц (325 скульптур, не считая 3 комплектов шахмат), дает представление об ассортименте завода, художеств. достоинствах кабинетных вещей из чугуна и техн. возможностях каслинских мастеров кон. 19 в. Чистота и высокое качество художеств. отливок, ассортимент кабинетного литья были отмечены бронз. мед. и Почет. дипломом на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Для Всерос. пром. и художеств. выставки в Ниж. Новгороде (1896) была отлита спец. выставочная витрина из чугуна (общая площадь 20 саж2) по эскизу нижегородского арх. А. И. Ширшова. На выставке экспонировались чугунные решетки, колонны, коробки, багеты, арки, кабинетное литье и т. д. В числе награжденных были рабочие Кыштымских горных з-дов, большая часть (модельщики, формовщики, чеканщики) — с Каслинского завода. Становлению и развитию К. л. в значительной степени способствовала коллекционная деят-сть заводовладельцев из С.-Петербурга. Скульптура малых форм в бронзе, фарфоре, гипсе и др. мат-лах приобреталась в магазинах С.-Петербурга, у иностр. скульпторов 18 — 1-й пол. 19 вв. Работы европ. мастеров составляли св. 30—35% моделей Каслинского завода. Др. важным фактором, повлиявшим на составление коллекции и пополнение эталонной комнаты завода, было сотрудничество с петерб. скульпторами. Напр., Дружинины со мн. из них были знакомы лично. На выставке в Стокгольме (1897) продукция завода была отмечена золотой мед. Высокое качество К. л. было отмечено Д. И. Менделеевым, посетившим завод в 1899. Высшим проявлением мастерства каслинских литейщиков стала отливка Чугунного павильона для Всемирной художеств.-пром. выставки в Париже (1900) по проекту арх. Е. Е. Баумгартена. В декоративном оформлении павильона сочетались древнерус., скандинавские, византийские и венецианские мотивы. Модельщики К. Д. Тарасов и Д. И. Широков переносили рис. на дерево, вырезали по ним модели и обрабатывали с ювелирной точностью. По дерев. моделям отливались бронз., хорошо сохранявшиеся при многократных формовках; их использование позволяло достичь большей чистоты поверхности изделий. Весной — летом 1899 было отлито св. 1500 деталей «чугунного дворца». При подготовке к выставке по распоряжению В. Г. Дружинина (23 марта 1899) в пр-во были внедрены художеств. изделия по новым моделям: «Вожатый с медведем» (работа Р. И. Баха); подсвечники: «Женщина с дельфином», «Женщина с урной» (работа Пащенко); пресс-папье «Лисица», «Тетерев токующий» (Р. И. Бах), статуэтка «Амур Хромой» (Канаев) и др. Помимо выставочных экспонатов на Парижской выставке были представлены рекламные альбомы и прейскуранты кабинетных вещей на франц. яз. Качество художеств. отливок и обычного ваграночного литья (посуда, печное литье) было доведено до совершенства. Павильон с др. изделиями завода был удостоен Гран-при. (См. также Торгово-промышленные выставки.) В кон. 19 — нач. 20 вв. выпуском К. л. и пополнением числа моделей руководили В. Г. Дружинин и гл. управляющий округом П. М. Карпинский. В эти годы К. л. получило широкую известность, рекламировалось в фотоальбомах и каталогах. Перечень изд. насчитывал св. 500 наим. Благодаря возможности дешевого тиражирования изделия стали демократичнее; это произв., созд. В. Ф. Торокиным («Крестьянин на пашне», «Углевоз», «Старуха за прялкой»), Широковым («Старуха с кузовом грибов», «Мальчик, играющий в бабки»), Тарасовым (пепельницы «Крестьянские сани», «Лапоть»). Получили известность работы формовщика Ф. М. Самойлина («Мальчик с сапогами», скульптор А. Соловьева; «Плачущий ребенок на стуле»), С. Л. Хорошенина («Копия памятника Петру I», скульптор Э. Фальконе, 1891), М. О. Глухова (чеканка на стали «В лесу»), Н. А. Вихляева и др. Литейное пр-во хорошо окупалось: выпуск продукции не требовал особо тщат. обработки (рус. и азиат, чугунная посуда, архит. и техн. литье). Эти виды продукции, довед. до высокой степ. совершенства, выпускались в больших кол-вах и приносили, как правило, хорошую прибыль. Пр-во художеств. литья было рентабельным в те периоды, когда на него обращалось должное внимание: подбирались новые художеств. модели, совершенствовалось качество отливки и окраски изделий. Из-за затрат на перевозку отправлять художеств. изделия из чугуна в др. регионы было невыгодно, поэтому большая часть продавалась на месте, часть — в небольшом заводском магазине в Екатеринбурге. В 1910 было произведено 1200 пуд художеств. литья. С началом 1-й мир. войны массовое пр-во К. л. практически прекратилось. В 1920 на заводе возобновилась плавка чугуна, был налажен выпуск изделий рев. тематики. В 1921—28 на заводе работал скульптором К. А. Клодт, возродивший заводскую школу художеств. литья. Благодаря деят-сти Н. Н. Горского в 1934 возобновлено регулярное пр-во К. л. В 1930-е гг. выпускалось большое кол-во архит. литья, осваивались новые виды изделий: светильники для столичного метрополитена, решетки для набережных и мостов Москвы, канала Волга — Москва. С началом Великой Отечественной войны выпуск К. л. прекратился, возобновлен в 1944. Заметный вклад в развитие К. л. в послевоен. годы внес скульптор завода П. С. Аникин, внедривший новый метод отливки художественных изделий по выплавляемым моделям. Аникин создал сложные монумент. композиции, выразив свое чувство любви к Родине, восхищение перед ратным и труд. подвигом людей: «Танковый десант» и «Гимн Советского Союза» (1944), «Партизаны в тылу врага» (1945), «Заря изобилия» (1949—50) и др. В 1949 сотрудники Свердловской карт. гал. обратились к рабочим Каслинского завода с просьбой помочь в восстановлении каслинского Чугунного павильона. В Свердловск выехали гл. скульптор завода Аникин, нач. цеха художеств. литья А. С. Гилёв и мастер-чеканщик А. Д. Блинов. В связи с нехваткой 60% деталей выполнение заказа было отложено. В 1957 из Свердловской карт. гал. на Каслинский завод было отправлено 44 ящика с 877 деталями павильона. В процессе восстановит. работ было отлито и обработано св. 600 недостающих деталей. В 1958 работа была закончена, павильон установлен в карт. гал. Свердловска. В павильоне, а также вокруг него на подиумах и витринах было размещено ок. 200 экспонатов К. л. из фондов галереи: рельефы, полочки, подсвечники, пепельницы, скульптура малых форм и др. В 1986 каслинский Чугунный павильон, перевез. в музей изобразит. иск-в, был реставрирован. В 1950—60-е гг. коллекции пополнили модели моск., Ленингр., чел. скульпторов: П. А. Баландина, М. Г. Манизера, О. П. Таежной, Н. В. Томского, Е. Янсон-Манизер и др. В эти годы сформировалась группа местных скульпторов. В 1970—90-е гг. большую часть ассортимента составляли работы каслинских скульпторов: Аникина, Гилева, Р. Н. Гниятуллиной, В. П. Игнатьева, С. П. Манаенкова, А. И. Просвирнина, С. В. Рябовой, О. А. Скачкова, А. Ю. Стихина, А. В. Чиркина. После спец. выставки продукции завода в Швеции в 1976 было продано св. 200 изделий. Тогда же св. 500 изделий К. л. приобрели США, св. 600 — Англия. В 1978—79 в Англию было отправлено св. 2000 изделий, в США — св. 500, на Кубу и в Голландию — св. 300. В 1992 сотрудниками завода создано ООО «Каменный пояс», где в пр-ве художеств. и архит. отливок используются новые технолог. процессы (литье в кокиль, в керамич. формы, по выплавляемым моделям, машинная формовка при изготовлении серийных изделий и т. д.). Приоритетным стало изготовление предметов церк.-ритуального обихода, офисной и декоративной мебели, изделий для офиц. присутств. мест — колонн, фонарных столбов, парапетов, балконных оград. Спрос на произв. К. л. растет с каждым годом. Коллекции К. л. хранятся в Екатеринб. музее изобразит. иск-в, Свердловском обл. краеведческом музее, Каслинском историко-художеств. музее, Музее декоративноприкладного иск-ва Урала. Произв. К. л. имеются также в Гос. Рус. музее, Гос. Эрмитаже, музеях Чел. и др. городов.