Кировский завод Наркомата танковой промышленности (Челябинск). За год до начала Великой Отечественной войны СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято совместное пост. об организации пр-ва тяжелых танков на Челябинском тракторном заводе. 10 янв. 1941 заказчику был сдан первый изготовл. на заводе танк КВ. К началу войны ЧТЗ было выпущено 25 танков, вступивших 22 июня 1941 в бой с противником на зап. границе. Чел. танки участвовали в параде на Красной пл. (7 нояб. 1941), в боях под Москвой. К. з. создан 6 окт. 1941 на базе ЧТЗ, а также Харьковского моторного и Ленингр. Кировского з-дов, передислоцир. в Чел. в период эвакуации пром. предпр. и учреждений из зап. областей страны (см. Эвакуация и реэвакуация). Чел. стал центром танк. пром-сти, большой вклад в развитие к-рой внесли Н. Л. Духов, Ж. Я. Котин, И. Я. Трашутин. К. з. находился в прямом подчинении НК танк. пром-сти (нарком В. А. Малышев). С авг. 1942 на заводе наряду с усовершенств. танками КВ-1C и КВ-8С в короткий срок было освоено пр-во модели Т-34, ранее выпускавшейся на Сталинградском тракторном заводе. С февр. 1943 производились самоходно-арт. установки (САУ), с окт,— танки ИС. В августе 1944 пр-во танков и САУ было поставлено на конвейер. Напряж. график выполнения плановых заданий не позволил полностью решить проблему качества продукции: к кон. 1944 уровень брака в кузнечно-термич. пр-ве составлял до 20%, лишь 34% боевых машин проходили приемные испытания (были без дефектов). С 1 июля 1941 по 30 апр. 1945 коллектив завода освоил пр-во 13 типов боевых машин: тяжелых танков КВ-1, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3; огнеметных танков КВ-8 и КВ-8С; ср. танка Т-34; тяжелых САУ СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122, ИСУ-122С. Было выпущено 16 323 танка в САУ, 43 811 танк. моторов, 85 тыс. комплектов топливной аппаратуры, большое кол-во корпусов арт. и минометных боеприпасов. На К. з. впервые в отеч. танкостроении был применен метод термич. обработки деталей токами высокой частоты, впервые в мировой практике крупные стальные детали отливались в металлич. формах вместо песочных. В короткий срок была освоена автоматич. электросварка по методу акад. Е. О. Патона. Коллектив завода 33 раза завоевывал 1-е место и переходящее Кр. знамя ГКО (см. Переходящие Красные знамёна) во Всесоюз. социалист. соревновании. За заслуги в организации пр-ва и освоении новых типов танков, САУ и танк. дизелей завод награжден орд. Красной Звезды (авг. 1944) и Кутузова 1-й степ. (июль 1945), КБ Танкограда — орд. Ленина (1945). После Великой Отечественной войны на заводе началась частичная конверсия оборонного пр-ва: в июне прекращен выпуск ИС-2, в сент.— ИСУ-122, в дек.— ИСУ-152. Со 2-й пол. 1940-х гг. снижались плановые показатели в связи с освоением новых видов гражд. (тяжелый гусеничный трактор С-80, тракторный дизель КДМ-46) и воен. (тяжелый танк ИС-4, танк. дизели В-12 и В-54) продукции, возвращением части квалифицир. специалистов в Ленинград, отсутствием заметного улучшения социально-бытовых условий жизни рабочих и служащих. Воен. специалистами был высказан ряд претензий к качеству танков ИС-3 (выпущ. в апр. 1945 — июле 1946) и ИС-4 (июль 1947 — дек. 1948). В февр. 1949 было прекращено пр-во танка ИС-4. В нач. 1950-х гг. объемы выпуска оборонной продукции были временно сокращены. С 1951 коллектив завода стабильно выполнял план пр-ва тракторов С-80 и оборонной продукции. В 1951—53 велось устранение конструктивных недостатков танков ИС-3 и ИС-4, начато пр-во танков Т-10 (1954—56), Т-10А (1956—57) и ср. арт. тягачей АТС (с 1952). К. з. оставался одним из осн. производителей танк. дизелей в стране. Поставлял универсальные регуляторы скорости для ВМФ, оборудование для Мин-ва ср. машиностроения и др. продукцию. В июне 1958 заводу возвращено прежнее наим.— ЧТЗ. За заслуги в Вел. Отеч. войне и пр-ве для нар. х-ва мощных гусеничных тракторов коллектив завода отмечен орд. Трудового Красного Знамени (июнь 1983). К. з. руководили И. М. Зальцман (окт. 1941 — февр. 1942, июнь 1943 — 1949), С. Н. Махонин (февр.— нояб. 1942), А А. Горегляд (нояб. 1942 — февр. 1943), М. А. Длугач (февр.— июнь 1943), С. А. Скачков (июнь 1949 — апр. 1954), А И. Крицын (с апр. 1954).