«Конституция Оренбургской губернской Советской власти»


«Конституция Оренбургской губернской Советской власти», один из первых в Сов. России проектов полит., правового и экон. устройства края. После Окт. 1917, в отсутствие единого для страны осн. закона, губерн. органы Советской власти разрабатывали и принимали регион.конституционные акты. В мае 1918 исполком Совета Оренбургской губернии рассмотрел проект «Конституции...», разработ. комиссаром юстиции М. Н. Бурзянцевым, включавший преамбулу и 8 разделов. Согласно этому документу высшей властью в губернии должен был стать губерн. съезд Советов; в период между съездами рук-во губернией возлагалось на губисполком, к-рому (в нарушение принципа разделения властей, но в соответствии с полит. курсом большевиков) делегировалась вся полнота законодат., исполнит. и суд. власти; отд. организации и учреждения губернии, причастные к осуществлению властных полномочий в губернии, должны были стать составными частями структуры губерн. Советской власти и функционировать только по ее заданиям. Был определен состав губисполкома из предс., 4 зам., 2 секр. и 11 отделов (комиссариатов): по воен. делам, финансов, продовольствия, земледелия, юстиции, народного просвещения, труда, пр-ва, внутр. дел, социального обеспечения и нар. здравия; в отд. комиссариатах при острой необходимости могли создаваться подотделы (под рук-вом зав.). Каждый отдел, по проекту, возглавлял комиссар, избиравшийся губисполкомом. При каждом комиссариате предполагалась коллегия, частично избиравшаяся исполкомом из своего состава. Вопросы «более или менее значительной важности» предписывалось рассматривать только коллегиально. Ответственность перед исполкомом «за общие дефекты» должна была нести вся коллегия. Бурзянцев определил субъекты и способы осуществления 3 ветвей власти, разделив их след. образом: законодат. власть принадлежала общему собр. губисполкома (законопроекты могли готовить и вносить только отд. чл. губисполкома и комиссариаты); исполнит. власть должна была осуществляться не общим собр. исполкома, а только отд. комиссариатами согласно принципам, выработ. общими собр. губисполкома и в точном соответствии с заданиями последнего (в особо важных случаях отд. комиссариат, считавший себя не вправе принимать решение, мог добиваться принятия его губисполкомом); суд. власть должна была осуществляться также губерн. исполкомом, но «через посредство избираемых Советами судей и присяжных заседателей, коим вверяется эта функция». Губисполком наделялся также правами высшей кассационной инстанции. «Конституцией...» определялся порядок заседаний исполкома комитета. Чл. исполкома, на к-рых возлагался обширный круг обязанностей по организации работы комиссариатов, должны были как минимум 2 раза в неделю (обычно по понедельникам и четвергам) участвовать в заседаниях исполкома, проходивших обычно «с 6 часов вечера». Опоздавшие на заседание без уважит. причины (уважительность определял президиум исполкома) более чем на 1 ч подвергались наказанию — вычету 10 руб. из зарплаты, а «совершенно не явившиеся» — 25 руб.; списки таких чиновников публиковались в «Известиях губисполкома». Введение подобных санкций, противоречившее установке на рев. сознательность и предполагавшее возможность отступления от пролет. принципов, было заимствовано Бурзянцевым, вероятно, из практики каз. станичных судов (пропустившие обязат. заседание судьи штрафовались на сумму от 50 коп. до 2 руб.). Для правомочности заседаний устанавливались кворум в 2/з состава исполкома и регламент. Характерно введение Бурзянцевым в «Конституцию...» отд. ст. 27, гласившей, что «сведение всяких личных счетов в деловой работе ни в коем случае не допустимо... влечет за собой применение строгой меры наказания, определяемой исполнительным комитетом». Губисполкомом было принято решение передать проект «Конституции...» в президиум для «дальнейшей разработки» и реализации в Оренб. губ. (в т. ч. на территории, ныне входящей в Челябинской обл.). Окончат. принятие проекта не состоялось в связи с началом 1ражданской войны и срочной эвакуацией органов Советской власти из Оренбурга.