Макроэкономическая стабилизация


Макроэкономическая стабилизация, восстановление экономики страны или одного из ее регионов после кризиса. В кон. 1990-х гг. в России была достигнута стабилизация, сменившая экон. кризис нач. 1990-х гг., к-рый в каждом регионе имел свои особенности. Менее пострадали терр., богатые полезными ископаемыми (нефтью и газом), обеспеч. собств. энергетич. мощностями (работающие на дешевом топливе или использующие энергию падающей воды), крупные адм., торг. и банковские центры, где были сосредоточены осн. финанс. ресурсы России. В худшем положении оказались терр., в производств. секторе к-рых большой уд. вес занимала оборонная пром-сть. К числу таких относилась Чел. обл.: св. половины предпр. выполняло гос. оборонный заказ, в области располагались 3 ЗАТО (см. Военно-промышленный комплекс). В связи с сокращением оборонного заказа и гос. финансирования ВПК оказался в тяжелом положе- нии. Снижение производств. показателей предпр. комплекса привело к уменьшению потребления и, следовательно, пр-ва металла. До 1990-х гг. в Челябинской обл. производилось св. 25 млн т стали и св. 16 млн т чугуна в год, в 1994 пр-во стали и чугуна сократилось более чем вдвое (см. Металлургический комплекс). К числу неблагоприятных факторов, влиявших на состояние черной металлургии, относились также низкая обеспеченность собств. металлург. сырьем, жел. рудой и рудами легирующих элементов, отсутствие коксующегося угля, дороговизна электроэнергии, большой процент устаревших технологий. Более половины объема стали в области выплавлялось в мартеновских печах, слабо применялась ее непрерывная разливка. Возникли трудности в товарообмене с Республикой Казахстан — одним из гл. поставщиков металлург. сырья. Из-за неурегулированности торг. отношений практически прекратились поставки железной руды Соколовско-Сарбайского горно-обогатит. комбината (Кустанайская обл.) и угля Экибастузского басс. Троицкая ГРЭС, рассчит. на сжигание казахстанского топлива, работала примерно на 1/3 своей мощности. Трудным было положение практически во всех отраслях пром-сти и с. х-ва. Физ. объемы пром. пр-ва за период кризиса (1990—98) снизились на 64%. В агропромышленном комплексе области в 1992—94 кризис развивался, несмотря на относительно благоприятную природно-климат. обстановку, способствовавшую получению неплохих урожаев (напр., в 1992 валовой сбор зерновых составил 2,48 млн т при ср. урожае за предыдущие 6 лет 1,67 млн т; в последующие 11 лет такой уровень не был достигнут): уменьшилось применение минеральных удобрений и гербицидов, сократилось поголовье скота, снизилось пр-во мясо-мол. продукции. В 1986—90 в области производилось в ср. за год 186 тыс. т мяса и 1094 тыс. т молока, в 1997 соответственно — 99 тыс. и 707 тыс. т. После периода нек-рой стабилизации (1996—97) в 1998 Россию потряс кризис неплатежей (дефолт), вызванный новым падением мир. цен на нефть, ошибками в управлении гос. финансами и политикой, проводимой коммерч. банками без учета гос. интересов. Дефолт усугубил падение пр-ва во всех отраслях экономики страны. В тот период произошли важные события, к-рые изменили экон. ситуацию к лучшему, стали причиной М. с., а затем и экон. подъема: Центр. банк России провел девальвацию рубля, курс доллара был поднят в 3 раза. Рос. товары на внутр. и внеш. рынке стали более конкурентоспособны; повысились мир. цены на нефть, как следствие сокращения ее добычи в Саудовской Аравии и Иране в 1999. Это облегчило финанс. положение России. С 1996 Прав-во Чел. обл. проводило политику сдерживания цен на продукты первой необходимости, что позволило избежать социального взрыва и сохранить реальные доходы граждан на приемлемом уровне. У предпр. появилась возможность использовать различные способы формирования инвестиционных ресурсов. С этой целью был принят ряд обл. законов, их действие распространялось и на сферу малого предпринимательства. В нек-рых случаях прав-во области брало на себя выплату процентов по коммерч. банковскому кредиту для частных предпр. В Челябинской обл. важным обстоятельством, способствовавшим росту частной инициативы, был относительно низкий для России уровень преступности и коррупции, что привело к росту кол-ва частных предпринимателей и малых предпр., иностр. инвестиций на территории области, присвоению ей высокого инвестиционного рейтинга авторитетным междунар. агентством Moodis (см. Инвестиции). Для стабилизации работы предпр. области большое значение имел получ. ими территориальный заказ на пр-во товаров гос. и регион. потребления. К участию в выполнении такого заказа привлекались частные предпр. Сокращение кооперационных связей за пределами области и сосредоточение их на ее терр. позволяло получать значит. экономию за счет сокращения трансп. издержек. Мн. предпр. сумели провести модернизацию производства. В подъеме сельского хозяйства большую роль сыграла «Продовольственная корпорация Челябинской области» (ПКЧО), заготовлявшая продовольствие для бюджетных орг-ций области. Корпорация осуществляла кредитование с.-х. предпр. и фермерских х-в, выделяла горючее, семена, удобрения и хим. средства защиты растений, а также сдавала им в аренду через лизинг новую с.-х. технику. Закупки зерна производились по льготным ценам, к-рые в отд. годы были в 1,2—1,5 раза выше офиц. рыночных цен и намного больше цен «черного рынка». Прав-во области и ПКЧО предоставляли различные преференции (предпочтит. ввозные пошлины) и льготы х-вам, выполняющим свои обязательства, ожидая от них наращивания пр-ва зерна, молока, мяса и др. с.-х. продукции. Для улучшения ситуации в районах, не имеющих возможности самостоятельно осуществлять эффективное хоз. развитие, прав-во области привлекало частных инвесторов («Центр пищевой индустрии “Ариант”», «Злак», «Союз-Пищепром», «Хлебпром»). Повышалась эффективность подсобных х-в предпр. пром-сти, напр. ММК и Кыштымского медеэлектролитного завода. В области не допускалось изменение формы собственности с.-х. предпр., к-рые могли развиваться самостоятельно. Прибыль компаний, занимающихся переработкой с.-х. продукции, в несколько раз превысила прибыль с.-х. предпр. В ряде случаев прав-во области содействовало кооперации последних. Уменьшению диспаритета цен в значит. степени способствовала деят-сть ПКЧО. С нач. 2001 наблюдались тенденции, сдерживающие дальнейшее развитие: возобновившийся рост тарифов естеств. монополий. Цены на электроэнергию росли с опережением общего индекса цен. Для области это было особенно болезненно, т. к. основу ее экономики составляли энергоемкие пр-ва (тарифы на электроэнергию в Челябинской обл. были выше, чем в соседних Оренб., Свердловской и Тюменской обл.). Нек-рый ущерб экономике области был нанесен в кон. 2001 — нач. 2002, когда в мире развился кризис перепроизводства цветных металлов, а США ввели ограничения на импорт рос. стали. Тем не менее экон. рост продолжался. Объемы пр-ва в количеств. отношении еще не достигли дореформ. уровня и в нек-рых отраслях (напр., в черной металлургии) восстановятся не скоро, но по состоянию на 2006 имеется качеств. рост. Нек-рое представление о нем можно получить по данным роста экспорта продукции, к-рый в 1995 составил 1974,9 млн долл., в 2003 — 2580,8 млн, в 2004 — 4207,0 млн, в 2005 — 4759,7 млн долл. Индексы пр-ва по нек-рым видам экон. деят-сти (в сравнении с 1990) представлены в таблице.