Инвестиции, долгосрочные вложения капитала в пром-сть, с. х-во, транспорт и др. отрасли с целью получения прибыли (прироста). Экон. сущность прироста капитала в результате И. состоит в том, что он должен возмещать инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаграждать его за риск и компенсировать потери от инфляции. Различают И. финанс. и реальные (прямые). Первые представляют собой приобретение инвесторами различных финанс. инструментов на ден. и фондовом рынках (облигаций, акций, производных инструментов, паев фондов и т. д.); инвесторы в данном случае, как правило, не заинтересованы в обеспечении контроля над к.-л. бизнесом, а нацелены на получение ден. дохода (см. Инвестиционные компании). Считается, что ключевой функцией финанс. рынков является мобилизация временно свободных ресурсов с целью их трансформации в ресурсы реального сектора экономики. Прямые И. связаны с реализацией конкретных инвестиционных проектов и представляют собой источники их финансирования; инвесторы, как правило, осуществляют контроль над всем проектом, что, во-первых, является дополнит. гарантией возврата влож. средств. во-вторых, отвечает их осн. бизнес-целям. Наиб. активная инвестиционная деят-сть предпринимателей Чел. обл. сосредоточена в секторе прямых И., что связано с обилием располож. на ее терр. пром. пр-в. Исторически Чел. обл. является пром. центром России, в ней сосредоточен огромный производств. потенциал. В нач. 2007 среди регионов России Чел. обл. занимала 4-е место по объему отгруж. продукции в обрабатывающих пр-вах, 11-е — по объему валового регион.продукта, 9-е — по стр-ву жилья и 13-е — по И. в осн. капитал. В совр. экономике снижение конкурентоспособности и эффективности пром. мощностей происходит в первую очередь не из-за физ., а из-за морального старения осн. фондов. Техн. прогресс требует непрерывного обновления пр-в. Поэтому И. оказываются необходимым условием сохранения отд. предпр., повышения уровня экон. развития региона. Традиционно деловая активность предпринимателей Чел. обл. сосредоточена в след. секторах экономики; металлургия, энергетика, машиностроение, пром. и гражд. стр-во, с. х-во. Предпр. черной металлургии Чел. обл. в 2006 произвели ок. 31% всерос. объема стали, более 27% — проката, 15% — стальных труб. В металлург. комплексе области сосредоточено 50% пром.-производств. фондов, действует 30 предпр., наиб. крупными из к-рых являются Магнитогорский металлургический комбинат (33,8% объема пром. пр-ва области), Челябинский металлургический комбинат (9,6%), Челябинский трубопрокатный завод (5,6%), Челябинский электрометаллургический комбинат (2,5%). Рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс» в 2006 Чел. обл. присвоен кредитный рейтинг уровня Aa1.ru, что подтверждает ее высокую кредитоспособность по сравнению с др. регионами России. Такая оценка определена экон. ростом, характерным для Чел. обл., низким объемом долга государственного. В области создана взаимосвяз. система нормативно-правовых актов по защите прав инвесторов. Наиболее крупные и успешные инвестиционные проекты реализуются в ММК (в 2006 освоено 16 млрд руб.; запущен мелкосортно-проволочный стан «170»; заключен контракт на поставку оборудования для стр-ва толстолистового стана «5000» и слябовой машины непрерывного литья заготовок), ЧМК (4,5 млрд руб.; введена в эксплуатацию новая коксовая батарея), ЧТПЗ (1,4 млрд руб.; создан участок антикоррозионного покрытия труб № 2, что увеличило мощность оборудования вдвое). Крупные инвестиционные проекты реализованы в агропром. объединении «Макфа», на Челябинском цинковом заводе, ЧЭМК, в ОАО «Челябэнерго» и др. Базой электроэнергетики Чел. обл. является Челябэнерго. Общий объем выработ. и реализ. в области электроэнергии в 2005 превысил 24 млрд кВт∙ч. В нач. 21 в. предпр. приступило к реализации инвестиционного проекта по стр-ву энергоблока № 2 Чел. ТЭЦ-3 стоимостью более 1 млрд руб. и разработало проект стр-ва 3-го энергоблока. Строит. отрасль в Челябинской обл. представлена более чем 400 предпр. Затраты на строительство составляют большую долю в общем объеме И. как гос-ва, так и предпр. и частных лиц. В 2005 объем выполн. строит. работ составил 26,5 млрд руб. За счет И. в осн. капитал в с. х-ве построены различные объекты на сумму ок. 15,5 млрд руб. Высокую инвестиционную активность проявляют и сами предпр. строит. отрасли. Так, в 2003 завершена рек-ция магнитогорского стек. завода «Маст» мощностью 1800 тыс. м2 стекла в год; на челябинском заводе «Профнастил» запущена линия по пр-ву металлочерепицы, произведено технолог. переоснащение линий профилирования и окраски. Машиностроение Чел. обл. представлено более 1800 предпр. Экон. реформы наиб. болезненно отразились именно на этом секторе, поскольку предпр. отрасли удалены от конечного потребителя и имеют длинные технолог. цепочки. Тем не менее машиностр. потенциал Чел. обл. сохранился; И. в этой сфере способны приносить хорошую экон. отдачу. Челябинский тракторный завод реализует инвестиционный проект по организации пр-ва литых стальных деталей ходовой системы тракторов на уровне мир. стандартов, а также проект по запуску собств. пр-ва поршней по гибкой технологии для дизельных двигателей, что позволит предпр. отказаться от поставок по кооперации; на Чел. абразивном заводе (см. Абразивные заводы Урала) в 2003 начата рек-ция пр-ва норм. электрокорунда, что позволит увеличить поставку абразивных мат-лов на мир. рынок, снизить затраты на пр-во при одноврем. улучшении экологии.
Динамика отечественных инвестиций в осн. капитал (капитальный ремонт, создание, воспроизводство и сооружение осн. фондов) Чел. обл. отражена в табл. 1. В ср. за период 1975—2000 на область приходилось ок. 13% И. в осн. капитал Урал. экон. района и 1,9% И. в осн. капитал Рос- сии. Анализ объемов ввода в 1960—85 в действие производств. мощностей свидетельствует о постепенном затухании инвестиционного процесса в ряде важнейших для региона отраслей. В 1991 И. производились гл. обр. в осн. капитал машиностроения (9,1% от итога), черной металлургии (25%), сельского хозяйства (18,2), стр-ва, транспорта и связи (13,5). К 2001 пропорции изменились: доля И. в с. х-во и машиностроение опустилась соответственно до 2 и 6,8%; возросла доля И. в стр-во, транспорт и связь (23%), черную (29,6) и цветную (6,5) металлургию. Произошли заметные изменения в структуре И. в осн. капитал по формам собственности (см. табл. 2). Если в 1995 доминирующие позиции занимала смешанная собственность (52,4% от итога), то в 2002 — с иностр. участием и иностр. (37,7%). Не отмечается подвижек в структуре И. в осн. капитал по источникам финансирования: по-прежнему осн. являются внебюджетные средства, т. е. собств., заемные и привлеч. средства самих предпр. (см. табл. 3). В инвестиционных средствах предпр. осн. роль играет прибыль (ок. 2/3). За период 1991—2001 в 3 раза сократилась доля И. в Челябинской обл. из федерального бюджета, но возросла (примерно в том же объеме) доля из местных бюджетов. Соотношение между И.в производств. и непроизводств. сферы было на уровне 3:1 (в 1991 — 75 и 25%; в 2001 — 78,8 и 21,2% соответственно). Технолог. структура И. в осн. капитал также стабильна. На строит.-монтажные работы и на И. в оборудование, инструмент и инвентарь за анализируемый период приходилось в ср. по 40—45%. Только в 1995—97 преобладали И. в строит.-монтажные работы (ок. 70%). В территориальном аспекте И. в осн. капитал на внутриобл. уровне распределяются весьма неравномерно. Так, в 2000 более 70% И. поглотили 20 городов области, причем на Магнитогорск и Чел. пришлось соответственно 36,9 и 26,9% обл. итога И. (см. табл. 4). Доля И. в большинстве малых и ср. городов существенно меньше. Идет активное перераспределение И. между городом и селом (в пользу города) и между городами (в пользу наиб. крупных и привлекат. для инвесторов центров).
На 1 янв. 2002 в области было накоплено иностранных инвестиций на сумму 2112,5 млн руб. и 204,7 млн долл. В 1995—98 на область приходилось менее 1% иностр. И., ежегодно получаемых Россией в целом. В 1999 доля области уже превысила 5%. Чел. обл.— самый крупный получатель иностр. И. в Урал. экон. р-не: по итогам 1999 их доля составляла 56,5% (в 1995 — 42,8). В рейтингах инвестиционной привлекательности, к-рые в последние годы систематически разрабатываются группами экспертов (см. Конкурентоспособность Челябинской области), Чел. обл. включают в группу регионов страны, привлекат. для иностр. инвесторов (в 2007 в области действовало св. 70 предпр. с иностр. И.); Чел. вошел в десятку наиб. привлекат. для инвесторов городов России. По объему накопл. иностр. И. Чел. обл. опережают Москва и С.-Петербург, Архангельская, Ленингр., Моск., Омская и Тюменская обл., Приморский край и Республика Коми (данные 1998). Объем иностр. И. отражают табл. 5 и 6. В 1998 осн. инвесторами были Испания, Кипр и Швейцария (87,9% от итога); в 1999 — Германия, Кипр и Китай (81,2); в 2000 — Антильские (Нидерландские) острова, Лихтенштейн и Швейцария (88,6); в 2001 — Великобритания, Лихтенштейн и Швейцария (84); в 2002 — Гонконг, Люксембург и Швейцария (76,5). Среди др. заметных стран-инвесторов — Венгрия, Ирландия, Тайвань, Швеция. В последние годы в развитие экономики области включились неск. новых инвесторов. В 2006 введены в действие или начали строиться с участием иностр. капитала предпр.: в Агаповском районе — завод по пр-ву мраморной муки (австрийская фирма «Омия», объем И. 15 млн евро); в Копейске — завод по пр-ву керамич. проппантов (амер. фирма «Карбокерамикс», 30 млн долл. США); в Аргаяшском районе — завод по пр-ву алюм. банок для напитков ( англ. компания «Рексам», 30 млн долл. США); в пос. Роза (Коркин. муниципальный р-н) — цех по пр-ву сухих строит. смесей (нем. фирма «Хенкель», более 7 млн долл. США) и др. Для оживления инвестиционной деят-сти обл. и местные органы власти проводят политику, осн. направлениями к-рой являются: децентрализация инвестиционного процесса на основе развития разных форм собственности; повышение роли собств. источников накопления предпр. для финансирования их инвестиционных проектов; недопущение безвозвратного бюджетного финансирования в форме ассигнований и переход на финансирование на возвратной основе; финансирование за счет бюджетных средств стр-ва объектов только в соответствии со структурной политикой области; усиление контроля за целевым расходованием бюджетных средств; вовлечение сбережений населения в инвестирование; привлечение иностр. капитала на территории области; мобилизация средств федерального бюджета через федеральные инвестиционные программы; подготовка к организации на территории области особых экон. зон. В нач. 2003 принят обл. закон о стимулировании инвестиционной деят-сти. Он дает дополнит. импульс развитию инвестиционного процесса. Наиб. эффективной мерой господдержки при этом является предоставление предпр., реализующим инвестиционные проекты, права на возмещение части процентов за пользование кредитами банков. За 2003 такая поддержка была оказана более чем 25 физ. лицам, в 2006 ею воспользовались 85 предпр. Принимаемые меры позволили получать дополнит. налоговые поступления в обл. бюджет (в 2007 сверх запланир. поступило ок. 12 млрд руб.), создать более 10 тыс. новых рабочих мест. Бюджетная эффективность составила ок. 8 руб. на каждый влож. рубль.