Малый бизнес


Малый бизнес, малое предпринимательство. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерч. организации, в уставном капитале к-рых доля участия РФ, субъектов РФ, общест. и религ. орг-ций (объединений), благотворит. и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или неск. юрид. лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не более 25%, и в к-рых ср. числ. работников за отчетный период не превышает след. предельных уровней: в пром-сти, стр-ве, на транспорте — 100 чел., в с. х-ве, науч.-техн. сфере — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении др. видов деят-сти — 50 чел. М. б. получил развитие в России (и в Челябинской обл.) в кон. 1980-х гг. Выделение таких этапов, как 1987—91, 1992 — нач. 1996, 1996—2000, после 2000, обусловлено особенностями динамики малого предпринимательства в эти периоды. Первый этап характеризовался стремит. увеличением кол-ва граждан, занимающихся индивид. труд. деят-стью, и бурным ростом кооперативов. На фоне негативного отношения об-ва к кооперативам появилась концепция малого предпр., созданного при гос. предпр. (1990). Начало 2-го этапа было отмечено самым значит. за все периоды ростом кол-ва МП, осн. масса к-рых занималась торговлей и посредничеством. Сложилась одна из характерных черт в развитии рос. малого предпринимательства — концентрация МП в Центр. экон. районе во главе с Москвой. Одной из форм усиливающейся централизации капитала стало поглощение наиб. рентабельных МП крупными. Малое предпринимательство нуждалось в гос. поддержке. Из-за отсутствия таковой на федеральном уровне начала формироваться система регион.поддержки М. б. Впервые в 1995 отмечено сокращение кол-ва МП. Федеральным законом 1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» ужесточились критерии отнесения предпр. к категории малых, что усилило тенденцию сокращения кол-ва МП. Третий этап характеризовался неустойчивой динамикой развития М. б. в России (по числу МП, числ. работающих в них и объему пр-ва). Кол-во МП в 1996 сократилось, в 1997 увеличилось, в 1998 практически не изменилось, в 1999 увеличилось, в 2000 сократилось, к 2006 увеличилось. В отраслевой структуре рос. малого предпринимательства до 1999 наблюдалась устойчивая тенденция: 1-е место по кол-ву МП занимали торговля и общест. питание, 2-е — стр-во, 3-е — пром-сть, 4-е — наука. В 1999 доля МП в пром-сти сравнялась с долей строит. МП, в 2000 пром-сть вышла на 2-е место после торговли, опередив стр-во. В 2000 увеличилось кол-во МП, занятых в с. х-ве, здравоохранении и торговле. Неуклонно снижалось кол-во МП, занятых в науке, с 1998 такой же процесс начался в стр-ве. Финанс, кризис 1998 существенно не отразился на кол-ве МП, доля к-рых составила почти треть всех предпр. России, но привел к резкому сокращению числ. занятых в этом бизнесе. По объему пр-ва товаров и услуг в 2000 на 1-е место вышли МП пром-сти, опередив торг. и строит. предпр. По осн. показателям развития МП большинство рос. регионов находилось на крайне низком уровне, на 1 тыс. жит. приходилось ок. 10 МП (в 3—5 раз ниже, чем в странах Западной Европы). Динамика развития малого предпринимательства в России и Чел. обл. до 1998 была одинаковой, потом проявились расхождения: если в стране в целом в 1998 кол-во МП сохранилось на прежнем уровне, то в Челябинской обл. значит. возросло; в 1999 картина была обратной; в 2000 она вновь изменилась — в Челябинской обл. зафиксированы опережающие темпы (см. рис.). В 2000 по объему пр-ва товаров и услуг, произвед. МП, Чел. обл. заняла 13-е место в России; по темпам прироста объема пр-ва товаров и услуг в малом предпринимательстве она опередила средние по стране. По числ. занятых в М. б. Чел. обл. вышла на 10-е место в России, в Уральском регионе уступает только Свердловской обл. по объему произвед. продукции, инвестициям в осн. капитал. Отраслевая структура объема пр-ва товаров и услуг в области идентична рос.: 1-е место занимали предпр., действующие в пром-сти, 2-е — в торговле и общест. питании, 3-е — в стр-ве. Наиб. полн. представление о малом предпринимательстве области дает анализ его состояния в период 1996—2006. В 1996 в области было зарегистрировано 12 879 МП, из них в торговле и общест. питании — 43,7%, в пром-сти — 16,8%, в стр-ве — 16,6% (здесь и далее без учета ПБОЮЛ — предпр. без образования юрид. лица). К 2000 кол-во МП возросло до 19 136. Числ. предпр., занятых в с. х-ве, увеличилась в 3,3 раза, в здравоохранении — в 2,3, в пром-сти, торговле и общест. питании — в 1,5, на треть — в стр-ве; уменьшилось только в образовании (на 10,2%). Большое кол-во моногородов (с преобладанием 1 отрасли, 1 предпр.) в Челябинской обл., реструктуризация угольной пром-сти, использование устаревших технологий в металлургии и машиностроении привели к сокращению рабочих мест; даже наиб. успешные предпр. были вынуждены сократить штаты. Безработица в области достигла 10% (в нек-рых районах — 18%); скрытая — 15%. Это стало косвенным фактором, способствующим развитию малого предпринимательства. На 1-м месте по кол-ву занятых в М. б. были торговля и общест. питание, на 2-м — пром-сть, на 3-м — стр-во (см. табл. 1). Динамика объема пр-ва в сфере малого предпринимательства до 2000 отражена в табл. 2, оборот МП за 2005—2006 — в табл. З. Данные подтверждают, что в 2001—06 в малом предпринимательстве области сохранились осн. тенденции предшествующего периода: возросло кол-во МП (см. табл.4), увеличилась среднесписочная числ. работников, вырос объем произвед. продукции. Среди городов Челябинской обл. наибольшее число субъектов малого предпринимательства отмечается в Магнитогорске и Чел. Сравнительно мало в Аше, В. Уфалее, Еманжелинске, Златоусте, Копейске, Миассе, Озерске и др., хотя именно в них отмечается наибольший потенциал для развития малого предпринимательства. По мере развития М. б. сменил сферу применения, перейдя от торг.-посреднич. деят-сти к пр-ву и сервису. В целом по России более 1/3 объема бытовых услуг оказывается ПБОЮЛ. В кон. 1990-х гг. 80% товаров нар. потребления завозилось из др. регионов; в последующие годы произошел значит. рост пр-ва пром. товаров предпр. М. б. В крупных городах области, в частности Магнитогорске и Чел., развитие ПБОЮЛ замедлено, что связано прежде всего со структурой гор. экономики, поскольку даже те отрасли, в к-рых преобладает М. б. (пром-сть, стр-во, кредитно-финанс. сфера), представлены крупными предпр.-монополистами. В 2002 в Челябинской обл. наблюдалась тенденция к снижению инвестиционной активности в сфере М. б. В целом по России в секторе М. б. основная часть вложений (59%) шла на приобретение машин, оборудования. Второе по значимости направление инвестиций — вложение в здания и сооружения. Ок. 1/3 общего объема инвестиций приходится на предпр. пром-сти, 21% — стр-ва, 18% — торговли и общест. питания. Наибольшую инвестиционную привлекательность в области имеют пром-сть (в т. ч. пищ.), торговля и общест. питание: в янв.— сент. 2002 — соответственно 86 893,2 тыс. руб. (8336,9 тыс. руб.) и 54 586,8 тыс. руб. В 2006 наибольшие вложения осуществлялись в сферах стр-ва, торговли и общест. питания (соответственно 2628,6 млн руб. и 505,6 млн руб.). Ежегодные темпы роста объемов выпускаемых МП товаров и услуг превышают аналогичные показатели в ср. по отрасли, доля МП в общем объеме выпускаемой продукции превысила 11% в 2002. Самыми прибыльными отраслями М. б. в области являются торговля и общест. питание, пром-сть, стр-во; менее прибыльными, вплоть до убытков,— пищ. пром-сть, с. х-во, здравоохранение и физ. культура. Финанс. показатели предпр. М. б. за 2006 представлены в табл. 5. Субъекты малого предпринимательства к 2006 обеспечили рабочими местами 178 267 чел. Распределение числ. постоянно работающих на МП по отраслям экономики (табл. 2, с. 107) практически не изменилось. Доля работающих в сфере М. б. (с учетом ПБОЮЛ) в общей числ. занятых на всех предпр. области составила 26%. Оплата труда работников МП ниже, чем в целом по области, хотя по сравнению с 2001 ср. заработная плата в сфере М. б. возросла: в 2006 составила 6858,1 руб. (в 2001 — 1717,9 руб.; см. табл. 6). Среди регионов Урала по кол-ву МП и работающих в них, по объему произвед. продукции, инвестициям в осн. капитал Чел. обл. уступает только Свердловской обл. (см. табл. 7). Чел. обл. входит в число регионов России, в к-рых успешно реализуются меропр. по поддержке малого предпринимательства. Мн. из них осуществляются Министерством экономического развития области (в его составе создан и работает центр поддержки предпринимательства), территориальным Управлением федеральной антимонопольной службы, Главным управлением занятости населения. В области функционирует общест. координационный совет, созданный для обеспечения практич. взаимодействия общест. объединений и орг-ций предпринимателей с органами гос. власти. В ряде муниципальных образований Чел. обл. созданы собств. фонды поддержки малого предпринимательства, формируемые за счет ассигнований из местного и обл. бюджетов. Логичным является причисление к субъектам малого предпринимательства ПБОЮЛ. В 2001—02 администрацией Чел. обл. была подготовлена Программа гос. поддержки и развития М. б., в ходе реализации к-рой особое внимание было уделено вопросам финанс., информационно-консультационной поддержки субъектов М. б. и преодоления адм. барьеров, сдерживающих его развитие. В 2002 администрацией области была упрощена процедура предоставления компенсации части уплач. субъектами малого предпринимательства процентов по кредитам коммерч. банков, проведены бесплатные семинары для 2200 субъектов М. б. в 39 муниципальных образованиях области, оказана финанс. поддержка 18 субъектам малого предпринимательства в виде компенсации части уплач. ими процентов по кредитам коммерч. банков на сумму ок. 3 млн руб.; в результате этого было создано 506 новых рабочих мест. В городах и районах области создано 39 информационно-консультативных центров для оказания бесплатной информационной и методич. помощи предпринимателям. На федеральном уровне осн. базовым элементом поддержки малого предпринимательства является закон о реформе налогообложения М. б. Гл. новшество, определ. законом,— введение упрощ. системы налогообложения. Она способствовала замене 5 налогов (на прибыль или подоходный налог для индивид. предпринимателей, на добавл. стоимость, с продаж, на имущество и единый социальный налог) одним с одноврем. снижением его ставки. В результате предпринятых в 2002—05 прав-вом области мер по поддержке предпринимательства объем налоговых поступлений во все виды бюджетов от субъектов М. б. на территории Челябинской обл. увеличился в несколько раз; при решении вопросов М. б. произошло снижение уровня адм. барьеров; усилился кадровый потенциал МП; внедрен упрощ. порядок использования ЧП гос. имущества.