Медицинский комплекс ЮУЖД, система ЛПУ, находящихся в ведении дирекции медицинских учреждений ОАО «Российские железные дороги». Занимается оказанием медицинской помощи работникам железной дороги, чл. их семей, студентам высших и ср. учебных заведений, готовящих специалистов ж.-д. транспорта, пассажирам в пути следования и на вокзалах, а также населению, проживающему близ железной дороги. В 1896 на ст. Чел. был открыт первый пункт мед. обслуживания переселенцев (см.: Переселенческая больница; Переселенческие пункты). В 1900 был открыт «Приемный покой» — это первая ж.-д. больница, к-рая состояла из небольшой амбулатории и стационара на 30 коек, с 2 врачами, 4 фельдшерами и 2 сиделками. В 1925 в переселенч. больнице начали работать вновь прибывшие врачи: хирург В. П. Преображенский и терапевт И. В. Шмирер. В 1922 в составе респ. нар. комиссариатов здравоохранения были созданы отделы путей сообщения; в управлениях дорог организованы отделы здравоохранения, определены сан. районы (участки) на дорогах. До 1934 медико-сан. службы на узлах Златоуста, Чел., Кургана и др. существовали как самостоят. упреждения — сан. уластки, больницы. В 1934 была создана ЮУЖД, в ее составе — врачебно-сан. отдел, к-рый объединил все леч.-сан. учреждения дороги. Действовали врачебно-сан. отделения — Златоуст., Курганское, Троицкое, Чел. Во врачебно-сан. отделе работали специалисты по осн. видам медицинской помощи — хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр, невропатолог и др. Сан. службу возглавлял старший сан. врач, в подчинении к-рого работали врачи — эпидемиологи, гигиенисты и др.; их гл. задачей было предупреждение распространения инфекционных заболеваний. В 1943 врачебно-сан. отдел реорганизован во врачебно-сан. службу. Одноврем. на дороге были созданы 8 врачебно-сан. отделений и учреждения дорожного значения, находящиеся в подчинении нач. врачебно-сан. службы (центр. поликлиника и ж.-д. больница ст. Чел. с входящей в нее дорожной станцией переливания крови, дорожная сан.-эпидемиологич. станция, фельдшерско-акушерская школа ст. Златоуст. и др.). В годы Великой Отечественной войны (1941—45) в дорожной поликлинике ст. Чел. были развернуты терапевтич. и неврологич. стационары, детская поликлиника и поликлиника К-та помощи больным и раненым бойцам Красной Армии. С прибытием в Чел. Киевского мед. ин-та дорожная больница стала базой его клиник. В 1948 произошло объединение больницы на переселенч. пункте с центр. поликлиникой. Возглавляла объедин. 1-ю дорожную больницу О. Д. Шильникова, засл. врач РСФСР. В 1950—60-е гг. были построены и выделились из 1-й дорожной больницы: 2-я дорожная больница (1953, главный врач Т. М. Овчинникова), детская больница и поликлиника, туберкулезная больница, поликлиника № 2, инфекционная больница ст. Чел.-Юж., амбулатория ст. Чел. Наряду с большими масштабами стр-ва леч. учреждений совершенствовалась организация, повышалось качество медицинской помощи железнодорожникам. В 1950-е гг. впервые на дороге было присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР» врачам-хирургам Ф. В. Жучкову, Преображенскому, невропатологу П. К. Коссовичу, терапевту Шмиреру. К 1970-м гг. М. к. ЮУЖД представлял собой автономную систему, осуществлявшую на высоком уровне мед. обслуживание работников железной дороги и обеспечивавшую контроль за соблюдением медико-сан. и гигиенич. требований к условиям труда железнодорожников. С сер. 1990-х гг. мн. объекты М. к. ЮУЖД были переданы в ведение Главного управления здравоохранения Чел. обл.; врачебно-сан. служба преобразована в службу мед. обеспечения. В настоящее время в составе М. к. ЮУЖД 13 ЛПУ: 11 стационаров (общий коечный фонд 2520 мест), в т. ч. дорожная клинич. больница в Чел. (на 665 коек), физиотерапевтич. дорожная больница на ст. Шадринск (430), 5 отделенч. (1225) и 2 узловые (200) больницы, 2 поликлиники (общего профиля на ст. Магнитогорск и стоматологич. на ст. Чел.), 11 центров Госсанэпиднадзора, 1 станция переливания крови. Амбулаторно-поликлинич. обслуживание осуществляется 13 учреждениями (на 7740 посещений в смену). Доврачебная первичная медико-сан. помощь оказывается в 59 здравпунктах, 15 мед. пунктах вокзалов, 55 фельдшерско-акушерских пунктах. Ежегодно проводится ок. 2 млн осмотров работников ж.-д. транспорта (действует 132 кабинета предрейсового мед. контроля). Мед. освидетельствование лиц, ответств. за безопасность движения, осуществляют 10 врачебно-экспертных комиссий и общая дорожная комиссия, к-рые ежегодно проводят мед. осмотр и обследование св. 70 тыс. работников железной дороги. В ЛПУ мед. системы ЮУЖД в 2004 состояли на диспансерном учете 1296 участников, 487 инвалидов Великой Отечественной войны, 523 воина-интернационалиста. В М. к. ЮУЖД работают 8906 специалистов, в т. ч. 1597 врачей, из них 23 канд., 1 д-р мед. наук. Па базе больничных учреждений комплекса действуют 11 кафедр ЧГМА, УГМАДО, Оренб. гос. мед. академии. Функционирует информационно-поисковая система «АСУ-поликлиника» в дорожной больнице. С 2000 службу мед. обеспечения ЮУЖД возглавляет Л. Я. Дубачинский. Дорожная клиническая больница ст. Чел., многопрофильное специализир. мед. учреждение. Первая дорожная больница осн. в 1934. В 1954 открыта 2-я дорожная больница, в 1960 — терапевтич. стационар 1-й дорожной больницы; в 1984 — 1-й, в 1996 — 2-й хирургич. корпуса 2-й дорожной больницы; в 1980 объединены 1-я и 2-я дорожные больницы. В настоящее время дорожная клинич. больница (гл. врач Г. А. Куватов) обслуживает железнодорожников, население Сов. района и прилегающей к жел. дороге терр. Чел., а также жит. станций ЮУЖД (Курган, Оренбург и др.). В ее состав входят поликлиника (осн. в 1940) на 1700 посещений в смену, стационар на 665 коек. Ежегодно поликлиника принимает ок. 125 тыс. чел., лечение в стационаре проходит ок. 12 тыс. чел. Больница оснащена совр. мед. оборудованием, оказывает все виды специализир. медицинской помощи. В хирургии приоритетными являются наим. травматизирующие и наиб. эффективные эндоскопич. и рентгенохирургич. методы, лазерное лечение. Диагностич. исслед. проводятся с использованием цифровых рентгеновских установок, магниторезонансного томографа, совр. ультразвуковых диагностич. систем. Осуществляется холтеровское мониторирование при ишемич. болезни сердца и гипертонии. Па базе больницы проводят обучение студентов 6 кафедр ЧГМА и кафедра УГМАДО. Врачи дорожной больницы являются чл. науч. об-в, участвуют в конф.
Стоматологическая поликлиника на ст. Челябинск создана в результате объединения 3 отделений дорожной и детской больниц, а также стоматологич. кабинетов др. леч. учреждений Челябинские отделения ЮУЖД.
Отделенческая больница на ст. Златоуст. осн. в 1934,— леч.-диагностич. комплекс, обслуживающий св. 10 тыс. работников железной дороги и ок. 42 тыс. жит. района, проживающих близ линии ЮУЖД. В состав больницы входят линейные амбулатории на ст. Бердяуш, Вязовая, Кропачево, Миасс, Нязепетровск (общая протяженность линии обслуживания 624 км). Хирургич. отделение больницы на ст. Златоуст является центром эндоскопич. хирургии в горнозаводской зоне, ведущим мед. учреждением в Челябинской обл. по проведению лапароскопич. аппендэктомий и динамич. леч. лапароскопии с ультразвуковой кавитацией при гнойном перитоните. В больнице на ст. Златоуст (гл. врач И. П. Дубич) работает ок. 700 специалистов.
Отделенческая больница на ст. Карталы, осн. в 1927, вошла в состав медицинских учреждений ЮУЖД в 1934. В структуре больницы (гл. врач А А. Никулин) 6 фельдшерских пунктов, 2 здравпункта, 3 территориальных, 6 цеховых терапевтич. участков. Лабораторно-диагностич. комплекс оснащен совр. оборудованием. Больница обслуживает св. 14 тыс. чел., более половины из них — работники ЮУЖД.
Отделенческая больница на ст. Оренбург была открыта в 1919 как изоляционный пропускной пункт для выявления и госпитализации больных сыпным тифом. В этой больнице впервые на территории совр. Оренб. обл. были проведены переливание крови (1926), пульмонэктомия (1958), фиброгастроскопия (1972), лапароскопич. холецистэктомия под видеонаблюдением (1994). Отделенч. клинич. больница на ст. Оренбург (гл. врач А. А. Гандыбин) является многопрофильным леч.-диагностич. учреждением, в состав к-рого входят стационар (на 340 коек), дневной стационар (50), 3 поликлиники (на 1 тыс. посещений в смену), 2 амбулатории, кабинеты предрейсовых мед. осмотров, здравпункты на крупных предпр. ж.-д. транспорта. Больница является клинич. базой Оренб. гос. мед. академии, Оренб. ж.-д. мед. уч-ща.
Отделенческая больница на ст. Курган осн. в 1901; в 1936 стационар расширен до 100 коек, в 1965 построено новое здание больницы на 175 коек; в 1977 — здание поликлиники; в 1988 — терапевтич. корпус стационара. С 1987 на базе больницы действует междорожный ортопедо-травматологич. центр лечения больных методом чрескостного остеосинтеза (по Г. А. Илизарову). В настоящее время в состав больницы (гл. врач А. Х. Биктин) входят стационар на 150 коек, поликлиника на 375 посещений в смену, 3 амбулатории, 10 фельдшерско-акушерских пунктов, 7 фельдшерских здравпунктов на предпр. Курганского отделения железной дороги, 2 мед. пункта на вокзале.
Физиотерапевтическая дорожная больница на ст. Шадринск (гл. врач В. А. Прокопьев) построена в 1992 близ источника минеральной воды «Шадринская». Специализируется на лечении болезней желудочно-кишечного тракта и опорно-двигат. аппарата с использованием минеральной воды, электро- и светолечения, фито-, арома-, гирудо-, дието-, АПИ- и мануальной терапии, методами аппаратного и подводного вытяжения позвоночника, автоматич. мониторной очистки кишечника. Больница располагает пасекой, цехом розлива минеральной воды «Вита-Шадринская» (аналог «Ессентуков-4»), макаронным цехом и пекарней. На базе больницы ежегодно организуются курсы повышения квалификации врачей и специалистов ср. звена, всерос. и регион.науч.-практич. семинары, конф., совещания.