Челябинск


Челябинск, станция, крупный узел на ЮУЖД. Обеспечивает эксплуатацию железной дороги, организацию пас. и грузового движения. Осн. сооружения: строения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров (2 вокзала, платформы, служебные помещения), а также для выгрузки, погрузки и хранения грузов; для ремонта и подготовки локомотивов и вагонов (депо); багажные помещения, грузовые платформы, холодильники, системы водоснабжения, сигнализации и связи, сортировочные горки, станционные пути для приема, отправления, пропуска и формирования поездов. Ч. была открыта для эксплуатации в окт. 1892, по завершении стр-ва Самаро-Златоустовской железной дороги. Летом 1892 началось сооружение вост. линии (дороги) Чел.— Омск. В окт. 1896 станция стала узловой (с пуском в эксплуатацию ж. д. Екатеринбург — Чел.). Из станционных сооружений имелись до десятка путей, небольшой 1-этажный вокзал (см. Челябинский железнодорожный вокзал), грузовая платформа, складское помещение, паровозные мастерские, система водоснабжения, неск. жилых домов для рабочих и служащих. В 1912 началось движение поездов по линии Чел.— Полетаево — Троицк (4-е направление). В 1920-х гг. восстановлено станционное х-во, разруш. в ходе Гражданской войны. В 1924—25 резко возрос поток грузов из Сибири в центр. районы страны, что потребовало увеличения пропускной способности Омской и Самаро-Златоуст. ж. д. Со стр-вом в Чел. ферросплавного, цинк., тракторного заводов и ЧГРЭС возросла необходимость в рек-ции узла, от к-рого зависела работа Омской, Самаро-Златоуст. ж. д. и Пермской железной дороги. Кроме того, не было единого рук-ва Ч. В мае 1930 Чел. узел отошел к Пермской ж. д. Началась его коренная рек-ция (проект акад. В. Н. Образцова). Укладывались новые и удлинялись старые сортировочные пути на станции, строились вторые пути от Чел. до Омска, возводился новый парк для приема поездов с В. и С. В депо совершенствовалась рем. база, мастерские пополнялись новым оборудованием, станками. Строились механизир. горки для роспуска поездов. В 1930-х гг. протяженность станционных путей значит. увеличилась. В апр. 1934 Чел. узел был подчинен ЮУЖД, выделившейся из состава Пермской ж. д. На станции одной из первых в стране механизирована нечетная горка. Из Ч. отправлялось по 17 грузовых и 5 пас. поездов в сутки. Перед Вел. Отеч. войной введена в эксплуатацию линия Чел.— Синарская; станция начала работать уже на 5 направлений. В период войны резко возросли объемы ж.-д. перевозок; на фронт ушло более 500 работников станции. В послевоенное время объем перевозок также непрерывно увеличивался. Завершался перевод подвижного состава на автосцепку и автотормоза, что потребовало новой рек-ции Чел. узла (включая станцию, локомотивное и вагонное депо), ген. схема к-рой была разработана Киевским проектным ин-том (1953). Начались крупные работы по переустройству путей и модернизации техн. средств. Проводилась электрификация железной дороги; в нояб. 1957 в Курган отправился первый грузовой электропоезд. Весомый вклад в развитие узла внесли рационализаторы; в 1958 инициатором нового метода скоростного роспуска вагонов на горке стал дежурный Н. М. Буднее. В 1960—80-х гг. были удлинены пути в парках, введены в эксплуатацию новый вокзал (1965) и пригородный павильон (1966). Внедрялась автоматизир. система управления, совершенствовался процесс роспуска вагонов. Дежурный по горке Ф. Н. Евдокимов предложил свой метод сортировки вагонов, к-рый был внедрен работниками узла. В кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. техн. развитие станции продолжалось. В 2007 пущен в эксплуатацию новый пригородный вокзал — 3-этажное здание общей площадью 3300 м2 (расчетная вместимость 700 пассажиров). В кон. 1990-х гг. из-за остановки большинства пр-в в стране уменьшились объемы перевозок ж.-д. транспортом. Однако осн. производств. мощности Чел. узла сохранились, что позволило ему осваивать растущий вагонопоток. Совр. мощные составы работают на электрич. и дизельной тяге; с помощью автоматики осуществляются перевод ж.-д. стрелок, переключение сигналов, торможение вагонов на роспуске. В ср. за сутки со станции отправляется до 120 грузовых, более 50 пас., до 44 пригородных поездов.