Межбюджетные отношения, взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. М. о. в регионе осуществляются по двум уровням: по первому — с федеральным бюджетом, из к-рого межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ в форме дотаций для выравнивания их бюджетной обеспеченности, субсидий и субвенций бюджетам, иных межбюджетных трансфертов, по второму — с бюджетами МО. Гл. в политике Правительства Челябинской области в сфере М. о. является повышение сбалансированности местных бюджетов (см. Консолидированный бюджет). Осн. приципы формирования взаимоотношений между обл. бюджетом и бюджетами МО ориентированы: на обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в принятии решений о направлении расходования средств местных бюджетов при сохранении единства общеобл. приоритетов бюджетной политики; недопустимость применения в отношении отд. МО особого порядка формирования бюджетных отношений, в т. ч. в части установления нормативов отчислений от регулирующих налогов и предоставления финанс. помощи; выравнивание бюджетной обеспеченности МО в целях создания условий для равного доступа граждан, независимо от места проживания на территории области, к осн. бюджетным услугам и социальным гарантиям; осуществление распределения всех видов финанс. помощи местным бюджетам на основе единых для всех МО методик, исключающих субъективизм в распределении финанс. помощи; наделение МО необходимыми ресурсами для реализации федеральных и обл. нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление отд. группам населения льгот и иных социальных выплат путем передачи местным бюджетам межбюджетных трансфертов из обл. бюджета. Вступление в силу с 1 янв. 2005 изменений федерального законодательства в части М. о. обусловило переход к более полн. реализации указ. принципов. Обл. бюджет принял на себя ряд расходных обязательств, финансирование к-рых прежде осуществлялось из федерального и муниципальных бюджетов (выплата детских пособий, социальное обслуживание населения, специализир. мед. помощь и мед. страхование, содержание профес. уч-щ, расходы на осуществление уч. процесса в школах). В 2005—07 с муниципального уровня на уровень области принято 23 расходных полномочия на общую сумму ок. 12,5 млрд руб. Решением прав-ва области в результате перераспределения налоговых источников в распоряжении органов местного самоуправления сохранено ок. 1,5 млрд руб. для дополнит. финансирования вопросов местного значения. В результате проведения муниципальной реформы в 2005 сформирован новый уровень бюджетной системы области — бюджеты 274 поселений. В целях обеспечения качества осуществления бюджетного процесса на этом уровне 265 поселений передали соответствующие полномочия на уровень муниципальных райнов. С 2006 начался процесс постепенного перехода поселений на самостоят. осуществление бюджетного процес- са. На постоянной основе Мин-во финансов Чел. обл. совм. с Чел. филиалом УрАГС проводит обучение специалистов финанс. органов поселений. В 2006—08 кол-во поселений, самостоятельно осуществляющих полномочия по организации бюджетного процесса, увеличилось с 9 до 107. Трансферты из обл. бюджета передаются в виде дотаций, субсидий, субвенций на уровень гор. округов и муниципальных райнов, к-рые, в свою очередь, распределяют средства между входящими в их состав поселениями. Для передачи средств в структуре обл. бюджета ежегодно создаются бюджетные фонды. В 2008 в составе обл. бюджета начали действовать 5 фондов: финанс. поддержки поселений, финанс. поддержки муниципальных райнов (гор. округов), компенсаций, софинансирования расходов, поддержки усилий органов местного самоуправления по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.