Метро


Метро, вид городского рельсового пассажирского транспорта, обычно подземного. Отличается большой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и эффективностью (возможностью перевозить до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Стр-во М. в Чел. определено проектом «Комплексная схема развития всех видов пассажирского транспорта», разработ. в 1974 моск. ин-том «Гипрокоммунтранс» по заказу Мин-ва коммунального х-ва РСФСР. Два осн. раздела комплексной трансп. схемы (КТС) созданы специалистами дорожно-трансп. отдела ин-та «Челябинскгражданпроект» (Ю. В. Агарков, В. А. Ермошина, Л. В. Певзнер). Расчет пассажиропотоков выполнен по методике старшего научного сотрудника ЧПИ Б. И. Шлейкова. КТС прошла экспертизу Госплана СССР, в 1980 стр-во М. в Чел. было включено в Гос. план экон. и социального развития на 1981—86. В 1982 Метрогипротрансом подготовлена «Схема развития и размещения метрополитенов на период до 2000 г.»; Чел. вошел в число 22 городов страны, в к-рых было запланировано стр-во М. Из 3 рекоменд. в качестве первоочередной выделена линия ЧТЗ —- Северо-Запад с 9 станциями: «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Проспект Ленина», «Площадь Революции», «Торговый центр», «Проспект Победы», «Курчатовская», «Молодежная», «Северо-Запад». В 1984 определены проектировщик (Метрогипротранс) и заказчик стр-ва (Управление благоустройства). Позднее проектирование чел. М. было перепоручено ин-ту «Ленметрогипротранс». После утверждения ТЭО при УКС исполкома Челябинского городского Совета народных депутатов. (1988) была создана служба заказчика, в 1992 реорг. в управление «Челябметротрансстрой» во главе с В. И. Вагановым (в 2005—06 А. Г. Запрудин, с 2006 И. А. Усманов). При Ленметрогипротрансе образован Чел. комплексный отдел для координации проектных работ [с 1994 ин-т «Челябинскметротранспроект», с 2005 Чел. дорожно-транспорный проектный ин-т (рук. В. С. Передерий)]. Проектом предусмотрено на первом участке чел. М. (эксплуатируемая дл. 5700 м) разместить 4 станции с перегонными тоннелями, 2 оборотных тупика и ветку (дл. 1007 м), ведущую в депо; его трасса пройдет от ЧТЗ до ул. Кирова вдоль пр. Ленина, в районе гостиницы «Малахит» пересечет р. Миасс и достигнет перекрестка пр. Свердловского и Победы. Станции участка запланированы на разной глуб.: «Комсомольская площадь» (ко- лонного типа) — мелкого заложения; «Площадь Революции», «Проспект Победы» (пилонного типа) — глубокого заложения; «Торговый центр» (1-сводчатая) — глубокого заложения. В работе над проектами интерьеров станций (и их архит.-художеств. оформления), наземных сооружений принимали участие арх. Е. В. Александров, В. А. Баранов, А. Г. Буров, В. С. Пономарев, Н. Н. Семейкин. Предполагается, что станции будут архитектурно самостоят., но в то же время составят ансамбль, подчиняющийся единому стилю и художеств. идее. В их отделке предусмотрено использование изделий урал. мастеров (мозаичные панно из камня, златоуст. гравюра на стали, каслинское литье), в облицовке — плит из гранита, доломита, мрамора и др. мат-лов. Строит. дл. 1-го пускового участка линии М. составит 8,25 км, эксплуатационная — 7,26; протяженность 2-путной ветки в депо — 1,15 км. Ожидаемый год. объем пас. перевозок — 65 млн чел. (в перспективе увеличение до 137,8 млн). Предполагается, что в ср. в сутки кол-во пассажиров составит 222 тыс. чел.; на максимально загруж. перегоне пл. Рев-ции — Торг. центр ожидаемый пассажиропоток в час пик в одном направлении в 1-й период эксплуатации — 13,56 тыс. чел. Первым пусковым комплексом М. определен перегон Комс. пл.— пл. Рев-ции — Торг. центр (дата его открытия в ходе стр-ва переносилась, последняя намечена на 2012). В 1988 чел. специализир. шахтным СУ № 6 (рук. В. А. Воложанин) треста «Востокшахтопроходка» начаты работы на территории производств. базы. В кон. 1992 в Чел. появились первые бригады метростроевцев СМУ № 680 Гос. управления № 30, началась проходка стволов будущих станций. Одноврем. к созданию метрополитена приступили мн. подразделения гор. строит. объединений и трестов («Челябинскгражданстроя», «Челябметаллургстроя», треста № 42). Инж.-геол. изыскания выполнил трест «ЮжУралТИСИз». На заводах — Саткинском чугуноплавильном и чебаркульскоы «Уральская кузница» — было организовано пр-во тюбинговых колец, первое из к-рых смонтировано в рабочем стволе будущей ст. «Торговый центр». В 1994 на базе СМУ № 680 создан тоннельный отряд № 45 (нач. С. Ю. Кулаков, гл. инж. А. Г. Запрудин), к-рому было поручено выполнение осн. работ по проходке тоннелей. С 2000 стр-во М. передано ОАО «Челябметрострой» (ген. дир. К. В. Абрамчук). В 2004 существенно улучшилось финансирование работ, увеличился их объем (в 2003 пройдено 87 пог. м, в 2004 — св. 260, в нояб. завершен монтаж приобрет. в Канаде тоннелепроходч. комплекса «Ловат» весом 450 т, дл. 95 м). К дек. 2007 с использованием комплекса пройдено 1088 м осн. тоннеля (от здания обл. ГИБДД в Ленинском р-не, где строится депо для подземных составов, до ст. «Комсомольская площадь»); вблизи Торг. центра велись работы по стр-ву подземной станции, в районе пл. Рев-ции — по сооружению ствола, оборудованию техн. помещений.