Министерство образования и науки Челябинской области


Министерство образования и науки Челябинской области, орган исполнительной власти, структурная единица Правительства Челябинской обл. До 1917 деят-сть учреждений образования находилась в ведении соответствующих учебных округов, губерн., уездных, окружных органов; с 1934 — обл. отдела народного образования. В разное время рук. были: П. П. Шапошников (с 1926), Васильев (1935), И. И. Барсуков (1935-36), И. Филиппов (1938—39), И. Т. Дудкин (1940—59), А. П. Воробьёв (1959—66), Н. С. Костин (1966—81), С. А. Репин (1981—2001). В 1940 была создана гос. система трудовых резервов СССР с сетью учебных заведений для подготовки квалифицир. рабочих (согласно Указу Президиума Верх: Совета СССР от 2 окт.). За короткое время в стране были образованы РУ, ж.-д. уч-ща, школы ФЗО. Наряду с действующими обл. отделами народного образования были учреждены обл. управления труд. резервов, подчинявшиеся Гл. управлению (впоследствии Мин-ву) труд. резервов СССР. Чел. обл. управление труд. резервов размещалось по ул. Цвиллинга, 27 (ныне здание обл. администрации). В разное время его возглавляли: А. Н. Тихомиров (1940—42), П. С. Бережной (1942—43), Н. В. Насонова (1943—44), П. Д. Козлов (1945-47), А. Д. Дунаев (1947—49), Н. М. Архангельский (1949—56). Приказом Гос. к-та при Сов. Мин. РСФСР по ПТО (от 5 нояб. 1959) Чел. обл. управление труд. резервов было упразднено; созданное Чел. обл. управление ПТО возглавляли: М. А. Севастьянов (1956—60), П. Ф. Токмаков (1960—63), В. П. Омельченко (1964—86), Ю. Н. Харланов (1986—87). На основании решения Чел. исполкома обл. Совета народный депутатов (от 27 сент. 1988) обл. управление ПТО было упразднено, создано ГУНО (нач. Репин). Решением администрации Челябинской обл. (от 27 янв. 1992) вновь было создано уч.-производств. объединение ПТО на правах управления учреждениями нач. профес. образования (нач. Б. Е. Сивриков). Распоряжением главы администрации Челябинской обл. (от 19 апр. 1993) уч.-производств. объединение реорганизовано в Главное управление ПТО администрации Челябинской обл.; его возглавляли: Ф. Н. Клюев, А. А. Начаров. Пост. главы администрации Челябинской обл. (от 7 авг. 1996) Главное управление ПТО было переим. в Главное управление профес. образования (ГУПО; нач. Начаров, позднее Сивриков). В 1999 ГУПО было упразднено (пост. главы администрации Челябинской обл. от 26 марта), создано Главное управление профес. образования и науки (ГУПОиН, нач. В. В. Садырин). Согласно пост. губернатора Челябинской обл. (от 8 мая 2001) ГУПОиН и ГУНО были упразднены, создано Главное управление образования и науки (ГУОиН; нач. Садырин). В 2004 пост. губернатора Челябинской обл. от 9 авг. ГУОиН реорганизовано в Мин-во образования и науки (МОиН), министром назначен Садырин. Осн. задача МОиН — реализация единой гос. политики в сфере образования и науки, молодежной политики с учетом обл. социально-экон., демографич., нац., экол., культ. и др. особенностей Чел. обл. В структуре МОиН выделено 5 управлений: дошк. образования; общего образования и социальной поддержки детей; профес. образования; развития образования; финансово-экон. МОиН осуществляет координацию деят-сти более 50 гос. и негос. высших учебных заведений и их филиалов, функционирующих на территории Челябинской обл.; контролирует работу начальных, осн. и ср. школ (св. 1000), техникумов и колледжей (73), профес. уч-щ и лицеев (94), учреждений дошк. образования (св. 1500) и учреждений доп. образования (св. 200). МОиН реализует совр. образоват. (в т. ч. всеобщей компьютерной грамотности, предусмотр. концепцией модернизации образования) и социальные программы («Школьный автобус»); обеспечивает участие учебных заведений Чел. обл. в эксперименте по проведению ЕГЭ; осуществляет глубокий и предметный анализ работы всех структурных подразделений. Является разработчиком и координатором обл. целевой программы реализации национального проекта «Образование». Программой предусматривается: гос. поддержка лучших учителей, одар. детей, талантливой молодежи, образоват. учреждений; создание условий для внедрения новых моделей организации, содержания и технологий образоват. процесса; развитие информатизации системы образования; совершенствование системы воспитания в образоват. процессе; развитие форм общест. участия в управлении образованием.