Монастыри православные на Южном Урале, религиозные общины монахов (муж. М.) или монахинь (жен. М.), представляющие собой церк.-хоз. организации. Монашество возникло и оформилось в 3—4 вв. Одним из первых монахов был Антоний Великий (ок. 251—356). На Руси в 11 в. был создан первый М.— Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Начало стр-ва М. на Южном Урале относится к кон. 16 — нач. 17 вв. Первой обителью стал Успенский М. в Уфим. уезде, к-рому в царствование Михаила Федоровича были пожалованы крестьяне (271 душа). В 17 в. на восточном склоне Урал. гор были осн. верхотурский Николаевский М. (1604) и Далматовский Успенский монастырь (1644). Урал. и сиб. М. были преим. муж. Незначит. кол-во и непродолжит. существование в 16—18 вв. жен. обителей (в 1760-х гг. на Южном Урале был осн. Рождественский жен. М.) объяснялось как преобладанием муж. населения, так и значит. трудностями основания, обустройства, обороны М., что было не под силу женщинам. Сиб. обители к тому же изначально были предназначены для одиноких служилых людей. Значит. увеличение кол-ва роста жен. М. в 19 в. явилось следствием качеств. изменений в колонизационных процессах. Сказались и повыш. по сравнению с муж. религиозность женщин, их ранимость, социальная неустроенность. В 1880 на территории Оренбургской епархии было 2 муж. (46 насельников) и 3 жен. (413 насельниц) М., к кон. 19 в.— 3 муж. и 5 жен. В янв. 1867 по ходатайству преосвященного Варлаама был учрежден с миссионерской целью (см. Миссионерская деятельность) Богодуховский М. в Оренбурге (в 1876 возведен во 2-й класс с отпуском из казны 1192 руб. 25 коп. ежегодно в качестве штатной суммы и 600 руб. взамен отвода угодий для рыбной ловли). В 1900 по представлению преосвященного Владимира М. был приписан к архиерейскому дому, а штатное содержание передано осн. в 1895 возле с. Подгородная Покровка (в 14 верстах от Оренбурга) Успенскому Макарьевскому мещеряковскому М. В нояб. 1866 недалеко от г. Уральска на базе перевед. сюда Сергиевского М. [преобразов. в 1859 из старообрядч. (см. Старообрядчество) скита] был осн. единоверч. Никольский М. Старейшими жен. обителями Оренбургской епархии были Одигитриевский (Челябинск) и Казанско-Богородицкий (Троицк) М. (см.: Одигитриевский женский монастырь; Казанский женский монастырь). Действовали также оренб. Успенский (община, положившая начало обители, возникла в 1853, официально утверждена в 1865, преобразована в монастырскую в 1872), орский Покровский (община возникла в 1888, в 1898 преобразована в монастырскую), Покровский единоверч. (Уральск; община действовала с 1872, официально утверждена в 1880, преобразована в монастырскую в 1890). В Екатеринбургской епархии в кон. 1870 — нач. 1880-х гг. был построен Казанский женский монастырь (в Каслинском заводе), в 1880-е гг. в 5 км от Верхнеуральска — Покровский женский монастырь. В последнем первонач. проживали 50 монахинь, к-рые занимались с. х-вом, жив-вом, рукоделием. Изделия монахинь пользовались большим спросом; доход шел на нужды М. Все М., а также 4 жен. общины, были общежительными. В М. Оренб. епархии в нач. 20 в. насчитывалось: в муж.— 31 монах и 51 послушник, в жен.— 227 монахинь и 1280 послушниц; в Уфимской епархии: соответственно 29 монахов и 82 послушника, 204 монахини и 1057 готовящихся к пострижению (в 1910 в Оренб. епархии насчитывалось 3 муж. и 8 жен. М., в Уфим.— по 6 муж. и жен. обителей); в 1913 в 4 муж. М. и архиерейском доме числилось 119 насельников, в 8 жен. М. и 1 общине — 1880 чел. Муж. М. епархии во мн. отношениях проигрывали жен. В 1915 еп. Оренб. и Тургайский Мефодий (М. Л. Герасимов) отмечал, что «отсутствие старцев-наставников в монастырях Оренбургской епархии явно отражается на жизни насельников: постоянные дрязги, непослушание, стремление к полной свободе и бродяжничеству свили себе прочное гнездо среди них и являются причиной жалкого прозябания мужских обителей». Такая репутация муж. М. в среде верующих не могла не сказаться на кол-ве принимавших монаш. постриг: их становилось меньше с каждым годом. Жен. монастыри по сравнению с муж. играли и более важную социальную роль. Напр., в Одигитриевском М. в нач. 1917 действовали больница, врем. эвакуационный лазарет, приют, школа и более 10 мастерских. С установлением на Южном Урале Советской власти все М. были закрыты, нек-рые уничтожены (Одигитриевский, Казанский жен. в Каслях) или приспособлены под склады, школы, лагеря, лечебницы (Троицкий, Казанский жен., верхнеурал. Покровский) и т. п. Мн. монахи, обвин. в контррев. деят-сти, арестованы. Возрождение М. и монашества началось только в кон. 1980 — нач. 1990-х гг. В 2003 в троицком Казанском М. проживали 2 монахини, 2 инокини и 3 послушницы; здесь действовали швейная и иконописная мастерские, школа декоративно-прикладного иск-ва, гостиница для паломников. В 1999 в (Кизильском районе начали возводить Свято-Покровский жен. М., рассчит. на проживание 12 насельниц. Первые послушницы занимались с. х-вом, обустройством терр. С переводом в 2001 настоятельницы обители монахини Иоанны (П. В. Смолина) в др. М. жизнь общины пришла в упадок. В настоящее время послушниц в Свято-Покровском М. нет. В середине 1990-х гг. началось восстановление Воскресенского единоверческого монастыря, осн. в 1840. В 1991 он передан Челябинской епархии.