Народничество, идейное течение в среде радикальной разночинной рос. интеллигенции во 2-й пол. 19 в. Зародилось в 1859—61 под влиянием газ. «Колокол» и ж. «Современник». Народники выступали с позиций утопич. «крестьянского социализма» против крепостничества и против развития страны по капиталистич. пути; за свержение самодержавия путем крест. рев-ции (рев. народники) или за осуществление социальных преобразований (либеральные народники) на основе крест. общины, в к-рой видели зачаток социализма. В 1870-х гг. получило распространение «хождение в народ» демократич. молодежи с целью просветительства и рев. пропаганды в крест. среде. По оценке В. И. Ленина, Н. в России — «целое миросозерцание... Громадная полоса общественной мысли». Основоположники Н.— А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский; идеологи: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Бакунин призывал молодежь немедленно готовить нар. восстание против 3 гл. врагов — частной собственности, гос-ва, церкви. Лавров считал необходимыми для организации восстания длит. пропаганду среди нар. масс и обширную теоретич. и нравств. подготовку революционеров. Ткачев исходил из того, что рев-ция должна начаться с гос. переворота силами рев. меньшинства (к-рое после захвата власти вовлечет массы в социалист. переустройство); обосновал полит.-заговорщич. («якобинское», «бланкистское») направление. Эти идеи были приняты народовольцами, дополнившими их положениями о необходимости переходного этапа на пути к социализму (установление демократич. республики), а также обоснованием тактики террора против правительств. лиц. Осн. организации рев. народников 1860—80-х гг.: кружки ишутинцев (по фам. Н. А. Ишутина; в среде «ишутинцев» родился замысел покушения на имп. Александра II) в Москве, «чайковцев» (по фам. Н. В. Чайковского; группа противников С. Г. Нечаева, зародившаяся в С.-Петербурге в ходе студенч. волнений 1868—69), «москвичей», тайные об-ва «Земля и воля» (1861—64), «Черный передел» (назв. связано с распростран. среди крестьян слухов о всеобщем, или «черном», переделе земли; возникло в авг.— сент. 1879 после раскола «Земли и воли»), «Народная воля» и др. Разгром последней вызвал во 2-й пол. 1880-х — 1-й пол. 1890-х гг. кризис рев. Н., рост влияния либерального Н. (Н. К. Михайловский и др. публицисты ж. «Русское богатство»). Рев. традицию продолжали с.-петерб. и нек-рые др. организации. На Урале с 1870-х гг. действовали небольшие группы и кружки рев. народников в Екатеринбурге, Оренбурге, Перми, Троицке (кружок П. П. Подбельского и П. А. Голубева), Чел. (Гофмана кружок) и др. городах. (Подробнее см. Революционные кружки.) В кон. 19 — нач. 20 вв. либерально-народнич. взгляды разделяли мн. представители земской интеллигенции, развернувшие деят-сть по развитию народного образования, здравоохранения и др. (см.: Земства; Земские служащие; Земская медицина; Культурно-просветительная работа земств). Возрождение рев. Н. на рубеже 19—20 вв. связано с деят-стью Партии социалистов-революционеров (ПСР), программа к-рой включала ряд народнич. идей, переосмысл. в новых социально-полит. условиях (т. н. неонародничество). В числе основателей ПСР были народовольцы Е. К. Брешко-Брешковская, Г. М. Фриденсон и др. Н. оказало влияние на развитие рос. лит-ры (Н. Н. Златовратский, Н. А. Некрасов, Г. И. Успенский и др.), живописи (передвижники), музыки (композиторы «Могучей кучки»), экон. науки (земская статистика), историографии и др. На рубеже 20—21 вв. в условиях многопартийности в периодич. изд. нек-рых общест. движений (С.-Петербург, Чел.) по-новому интерпретируются народнич. идеи «общинного социализма» как альтернативного пути развития страны.