Народные университеты, просветит. учреждения, ставившие целью систематизацию знаний широких слоев населения в пределах средней школы и «университетское просвещение» — популяризацию дисциплин высшей школы (без ограничения возраста и уровня подготовки); массовая форма самообразования, повышения культ. уровня и профес. квалификации населения. Характерной особенностью обучения в Н. у. являлась возможность самостоят. выбора обучающимися предметов и курсов для посещения, отсутствие вступит. испытаний и итоговых аттестаций. Н. у. как тип учебных заведений возникли в Дании в сер. 19 в. В России появились в нач. 20 в.; наиб. известные — Петрогр. об-во Н. у., Психоневрологич. ин-т (Петроград), Моск. гор. народный университет им. А. Л. Шанявского, Петровская с.-х. академия, среди лекторов к-рых были преподаватели высших учебных заведений, известные ученые и общест. деятели. Значительная часть аудитории наряду с учащимися старших классов ср. учебных заведений и студентами составляли взрослые слушатели, в просветит. звене — рабочие и др. представители гор. низов. В нач. 20 в. Н. у. существовали не только в университетских центрах, но и во мн. губерн. городах России. Создание Н. у. в провинции рассматривалось как способ преодоления недостатка ср. и высших учебных заведений, особенно для взрослых, метод концентрации местных культ. сил. Н. у. использовались представителями разных полит. направлений для пропаганды своих взглядов. Практич. меры по созданию Н. у. на Урале были предприняты после Февр. 1917, с началом демократизации всей системы образования и передачей вопросов заведования образоват. учреждениями в компетенцию органов земского (см. Земства) и гор. самоуправления. В 1917—18 формировалось Об-во Н. у. Урала в Екатеринбурге, ставшее методич. и организационным центром работы по созданию Н. у. По образцу Н. у. действовала высшая вольная школа, открытая в Оренбурге осенью 1918.
Народный университет в Челябинске (1918—19). Был создан по инициативе группы общест. и культ. деятелей, объедин. в Союз культ.-просвет. орг-ций (осн. осенью 1918). Решение о создании ун-та было принято на собр. лекторов союза 24 нояб. 1918 (в состав организационной комиссии вошли Г. И. Колесников, В. С. Немчинов, П. А. Соколов); утверждено гор. управой 22 янв. 1919. Ун-т был открыт 23 февр. 1919 в составе 6 ф-тов: общест.-науч. (декан Л. А. Плюснин, секр. Немчинов), общеобразоват. (В. К. Молчанов, Н. В. Шишаков), с.-х. (Колесников), техн. (Б. Н. Засыпкин, А. К. Ридигер), изящных иск-в (И. Е. Каплан), иностр. яз. (3. Е. Пенкина, Е. Ф. Тихова). Значит. помощь в организации, работе ун-та, проведении различных меропр. оказывали кооп. организации, земские органы, гор. управа, епархиальное уч-ще, скаутский отряд Б. П. Мегорского, администрация Челябинского округа Врем. Сиб. прав-ва. Кол-во записавшихся на занятия слушателей превысило 1 тыс. чел., значительная часть достаточно аккуратно посещала лекции по осн. уч. курсам. Занятия проходили в помещениях реального уч-ща (см. Реальные училища), торговой школы, зале гор. управы. Ун-т стал одним из центров культурной жизни города. На его базе были проведены гор. конкурс поэтов, 22 июня 1919 — День Н. у. (включавший детский праздник), к-рому был целиком посв. номер местной газ. «Вестник Приуралья» (офиц. изд. органов власти белых), вышедший в этот день под назв. «Народный университет». Негативное влияние на деят-сть чел. Н. у. оказали события Гражданской войны, в частности размещение воинских частей и госпиталей в помещениях учебных заведений, а также эвакуация значит. части местной интеллигенции с отступавшей армией белых. Всего за 79 дней было проведено 114 ч занятий. С установлением Советской власти вся система внешк. образования и культ.-просвет. работы была реорганизована. Возникла сеть вечерних ун-тов как завершающего звена рабочего образования, самообразования, позднее задачи повышения образоват. уровня решались через систему рабфаков (рабочих ф-тов) и т. н. повыш. и ср. школ для взрослых.
Народные университеты 2-й пол. 20 — нач. 21 вв. В середине 20 в., с созданием системы непрерывного образования, получили развитие Н. у., орг. на принципиально новой основе. В Челябинской обл., как и по всей стране, первонач. сложилась сеть ун-тов культуры, затем появились и разнопрофильные Н. у.: науч.-техн., экон., пед., правовые, мед., журналистики и т. д. В пост. ЦК КПСС «Об улучшении работы народных университетов» (от 8 окт. 1968) впервые были четко сформулированы их цели и задачи в условиях социалист. стр-ва. В 1970-е гг. Н. у. функционировали практически на каждом предпр., в колхозах и совхозах, уч. заведениях, при домах культуры и по месту жительства населения. Действовавший в Чел. Ленинский университет знаний, где на 6 факультетах ежегодно обучалось до 1,5 тыс. слушателей, был признан одним из лучших в стране. Занятия Университета музыкального воспитания молодёжи (ректор М. Ф. Ненашев; проректоры: В. П. Поляничко, С. Г. Эйдинов) транслировались по ТВ; на 5 очных факультетах обучалось ежегодно до 19 тыс. юношей и девушек; был создан очный факультет в Чебаркуле. К нач. 1980-х гг. в постоянно действующем ун-те муз. культуры занимались 65 тыс. чел. разных возрастных, профес. категорий. На базе ЧИМЭСХ действовал обл. ун-т с.-х. знаний, имевший филиалы в Троицке и Магнитогорске. Осн. организаторы и лекторы: секр. обкома КПСС Н. П. Лаврентьев; проф. П. А. Кормщиков, Ю. В. Панус, Ю. А. Поляков, И. Е. Ульман, Л. Е. Эпштейн и др. Слушателями были секр. райкомов партии, предс. райисполкомов, рук. х-в области. Учеба в ун-те с.-х. знаний не ограничивалась изучением теоретич. вопросов; проводились практические занятия в колхозах и совхозах, где изучался опыт использования передовых технологий в с.-х. пр-ве, плем. работы, сел. стр-ва и др. В середине 1970-х гг. получил распространение опыт родительского ун-та пед. знаний (Магнитогорск); на 5 факультетах преподавались дидактич. основы воспитания детей всех возрастных групп; практиковались «круглые столы» с участием представителей различных профессий. В работе ун-та принимали участие ученые МГПИ А. Р. Гинзбург, М. Р. Львов, Ф. А. Орлов и др., опытные дир. школ, парт. и сов. рук. Слушатели делились получ. знаниями в своих труд. коллективах. В соответствии с запросами населения творчески строили свою работу разнопрофильные Н. у. в гг. Аша, Златоуст. Коркино, в Красноарм. и Окт. р-нах. Чел. обл. Совет нар. деп., парт. и проф. органы, обл. орг-ция об-ва «Знание», обл., гор. и районные советы Н. у. оказывали им организационную и методич. помощь: обобщался накопл. опыт, проводились обл. семинары с деканами и преподават. составом. Обучение в Н. у. было бесплатным, велось без отрыва от производства. Продолжительность уч. года составляла 7—8 мес, итоговые занятия, как правило, завершались собеседованием или науч.-практич. конф. В 2000-е гг. усилиями Чел. обл. организации об-ва «Знание» возобновлена деят-сть Н. у.; в его составе 5 ф-тов: экономики и права, полит., психолого-пед., агрономич., здоровья. В теч. 5 лет числ. слушателей ун-та удвоилась, ныне составляет св. 1,5 тыс. человек.