Общество сознания Кришны


Общество сознания Кришны, вероучение, религиозное движение, исторически связ. с древней духовной традицией поклонения Кришне (Вишну) как Верх. личности Бога в индуизме (Индия). Нек-рые светские религиоведы относят О. с. К. к школе вайшнавов Брахма Мадхава Гаудиа Сампрадая, др.— к «молодежным религиям», «религиям нового века — Нью эйдж», получившим распространение в мире и в Сов. Союзе в 1960—80-е гг. Учение О. с. К. осн. на Ведах и Махабхарате — памятниках духовной культуры древней Индии. Свящ. книгами считаются «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагавадам» (ок. 30 т., на рус. яз. переведено и издано ок. половины). В перечень осн. канонич. лит-ры входят также «Чайтанья Чаритамрита», «Нектар преданности», «Нектар наставлений», «Шри Ишопанишад», «Прабхупадалиламрита». Наиб. почитаема «Бхагавад-гита» («Песнь Бога»). По форме изложения — диалог между Кришной (Верх. божеств. личностью) и Арджуной (его близким другом и учеником) перед началом битвы между родами Пандавов ориентировочно более 5 тыс. лет назад. «Бхагавад-гита» — религ.-филос. трактат, содержащий анализ различных предметов познания: практики — окружающей природы, калы — времени, кармы — деят-сти, дживы — живых существ. Бхагавана — Верховной личности Бога. Данное вероучение, близкое к монотеизму, окончат. сформировалось к 16 в., в т. ч. в богословских трудах борца против кастового принципа Шри Кришна Чайтаньи Махапрабху (1486—1534), и получило назв. «Гаудия-вайшнавизм» («Бенгальский вайшнавизм»). Его важнейшие идеи и принципы: Бог — высшая абс. истина, представл. в 3 осн. аспектах: Брахман (единая безличная основа мироздания), Парапатма (вездесущий дух, высшая душа), Бхагаван (высшая божеств. личность; Бог — высшая трансцендентная личность, обладающая различными сверхъестеств. качествами и разнообразными трансцендентными энергиями — носит также имя Кришна, т. е. «Всепривлекающий», «Темный», и Вишну, т. е. «Вездесущий»), Человек — «наилучшая форма жизни для достижения духовного совершенства и возвращения после телесной смерти к Кришне». Верный способ вернуться к Богу — преданно служить ему (бхакти). Цель бхакти — пробуждение любви к Богу через совместные воспевания святых имен Кришны (маха-мантра). Духовная преемственность происходит только через наставника (гуру). На основе вероучения вайшнавов определены нравств. принципы О. с. К.: отказ от употребления любых одурманивающих веществ, в т. ч. наркотиков, алкоголя, табака, чая и кофе; строгое вегетарианство; запрет на половую жизнь вне брака; запрет на участие в азартных играх; уважение к верующим др. религий. Возникновение О. с. К. в Европе, США связано с миссионерской деятельностью Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (1873—1937) и Бхакти-веданты Свами Прабхупады (1896—1977). В 1966 в Нью-Йорке было зарегистрировано Междунар. О. с. К. (МОСК), затем создана Всемирная конф. вайшнавов. Центр. орган — Всемирный руководящий совет (Калькутта, Индия). Действует и вспомогат. орган — палата деп., к-рая объединяет регион. духовных лидеров вайшнавов. Основа организационной структуры — общины (храмы) сознания Кришны, созданные более чем в 100 странах мира. В СССР первые вайшнавы появились в 1971 после 5-дневного визита Бхактиведанты Свами Прабхупады в Москву. До 1988 верующие подвергались адм. и уголовному преследованию; впоследствии необоснов. обвинения были сняты и все осужденные реабилитированы. 20 мая 1988 Совет по делам религий при Сов. Мин. СССР официально зарегистрировал О. с. К. В 1992 был зарегистрирован Центр об-в сознания Кришны в РФ (ЦОСКР); к 2003 регистрацию прошли 97 религ. орг-ций и 250 религ. групп в 180 городах и насел. пунктах РФ. Число последователей О. с. К. в России составляет ок. 11 тыс. чел., общая числ. посещающих богослужения — ок. 200 тыс. чел. На территории Челябинской обл. первые последователи О. с. К. появились в кон. 1980-х — нач. 1990-х гг.: в пос. Саргазы Соснов. района (1991), в Златоусте (1992), Чел. (1993). В 1995 зарегистрирована община вайшнавов в Магнитогорске. В 2000 все местные общины прошли перерегистрацию в Гл. управлении Мин-ва юстиции по Челябинской обл. Орг-ции осуществляют религ. деят-сть на основе требований федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Духовными лидерами местных общин О. с. К. являются Л. А. Дзюбинский, С. В. Зелепугин, А. Н. Красюк. Общины ведут также культ.-просветит. работу: распространяют духовную лит-ру; разрабатывают образоват. программы по ведич. культуре; организуют праздники индийской культуры, религ. конкурсы и викторины, занятия в школе индийского танца. Благотворительность осуществляется на основе программы «Харе Кришна — пища жизни» (раздача продуктов питания): в 1992—94 в ДК им. Колющенко было открыто бесплатное кафе для нуждающихся; в 1994 горячие обеды получали ежедневно 300—500 чел.; во время гор. праздников всех желающих угощали сладостями, изготовл. по традиционным индийским рецептам. С 2000 оказывается материальная помощь детским домам области, реабилитационному центру для несовершеннолетних, общест. объединению родителей детей-инвалидов «Особый ребенок — Вера»; с 2001 — реабилитационная помощь наркозависимым и поддержка бывших заключенных. Чел. община, к-рая объединяет от 100 до 200 чел., неоднократно принимала у себя в храме (Курчатовский р-н) делегации индийских специалистов, приезжавших на ЧТЗ. Представители О. с. К. участвуют в науч.-практич. конф. и семинарах по проблемам реализации принципов свободы совести и вероуважения, в «круглых столах», проводимых Координационным советом по взаимодействию с религ. объединениями при главе Чел. Рук. общин поддерживают постоянные контакты с органами гос. власти Чел. обл. Оценка деят-сти общин О. с. К. неоднозначна. По мнению нек-рых правосл. теологов (А. Дворкин и др.), О. с. К. относится к т. н. «тоталитарным сектам», опасным для рос. об-ва. Однако обвинения в антисоциальной сущности вайшнавов были неоднократно отклонены в ходе суд. процессов. «Антисектантская» пропаганда приносит определ. негативные результаты: осенью 2002 была совершена попытка хулиганского нападения на ашрам (храм). Местные общины поддерживают духовные контакты с единоверцами в Индии и Сев. Ирландии. Чел. неоднократно посещал духовный лидер рос. вайшнавов Бхакти Вигьян Госвами Махарадж (В. М. Тунеев). Религ. деят-сть О. с. К. способствует поддержанию межконфессион. стабильности и гражд. согласия на территории Челябинской области.