Отделы рабочего снабжения


Отделы рабочего снабжения (ОРС), организации, осуществляющие торг.-бытовое обслуживание работников определ. отраслей пром-сти, стр-ва и транспорта; в советский период предприятия гос. розничной торговли. Отраслевое устройство ОРСов определяется спецификой организации пр-ва (отдаленность, разбросанность производств. цехов и участков, особые условия труда персонала). Исторически подтверждена эффективность ОРСов как формы снабжения работников ж.-д. транспорта. Прообразом ОРСа явился кооператив «Общая польза», созданный в 1872 на Николаевской (ныне Окт.) ж. д. До 1917 ж.-д. кооперативы работали под рук-вом прод. отделов при дирекциях жел. дорог, преобразов. впоследствии в ж.-д. прод. к-ты. На 3-м съезде представителей прод. к-тов (нояб. 1917) было избрано центр. ж.-д. бюро «Продпуть», на базе к-рого осн. Всерос. центр трансп. кооперации. Пост. Коллегии Наркомпрода (1 сент. 1920) создан центр. отдел снабжения работников транспорта, бюро «Продпуть» реорганизовано в Коллегию ЦОРСТ (Центр. ОРС транспорта) Наркомпрода. Пост. Совета Труда и Обороны (13 мая 1921) утверждено создание автономной трансп. кооперации при Центросоюзе; ЦОРСТ переим. в Центр. управление снабжения транспорта (ЦУСТРАН) при Центросоюзе, к-рое в 1922 пост. 1-го Всерос. съезда уполномоченных реорганизовано в Транспосекцию. В 1932, в соответствии с пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы» (4 дек. 1932), при 262 крупных пром. предпр. системы Наркомлегпрома, Наркомлеса и Наркомтяжпрома были созданы ОРСы на базе действовавших ранее «закрытых рабочих кооперативов» потребит. кооперации (см. Облпотребсоюз). Пост. СНК СССР (19 июля 1933) при жел. дорогах, ж.-д. районах, крупных станциях и предпр. вместо трансп. кооперации были созданы ОРСы, подчин. ГлавОРСу при НКПС. Пост. СНК от 16 июня 1936 ГлавОРС реорганизован в хозрасчетное Всесоюз. объединение торговли и столовых на ж.-д. транспорте (Союзтрансторгпит), ж.-д. ОРСы — в тресты и конторы торговли и столовых (Трансторгпиты). ОРСы действовали как отделы пром. предпр., возглавлялись зам. их рук. по рабочему снабжению; подчинялись в рамках мин-ва (ведомства) управлениям (УРС) и Гл. управлению рабочего снабжения (Главурс). Работа ОРСов контролировалась мин-вами торговли СССР и союзных республик, местными Советами деп. трудящихся и их торг. органами. К нач. 1935 в стране действовало св. 3 тыс. ОРСов, обслуживавших 20,7 млн рабочих, служащих и чл. их семей; на долю ОРСов приходилось 20% объема розничного товарооборота гос. и кооп. торговли.

ОРСы в период Великой Отечественной войны — структуры, сыгравшие важную роль в снабжении работников ведущих отраслей пром-сти. В связи с прод. дефицитом и потребностью в форсир. развитии пр-ва с.-х. продуктов силами пром. и трансп. предпр. были приняты пост. СНК СССР «Об образовании отделов рабочего снабжения (ОРСы) в первую очередь на заводах оборонной промышленности и других отраслях тяжелой индустрии» (19 февр. 1942), СНК СССР и ЦК ВКП(б) — «О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих» (7 апр. 1942). В Чел. горкоме ВКП(б) был создан сельхозотдел, к-рый занимался вопросами развития подсобных х-в предпр. Пустующие земельные участки в насел. пунктах и свободные земли гос. фонда, располож. вокруг городов и поселков, были переданы предпр. и учреждениям для организации подсобных х-в и выделения индивид. участков под огороды. При отсутствии свободных гор. участков и земель гос. фонда разрешалось временно производить посевы на неиспользуемых землях колхозов (с согласия последних). К весеннему севу 1942 были подготовлены механизаторские кадры и техника, семенной фонд картофеля и овощных культур. Посевные площади подсобных х-в расширялись: в 1941 ЮУЖД располагала 10 подсобными х-вами (3680 га посевных площадей, 3956 голов скота), в 1944 — 144 х-вами (8300 га, ок. 8 тыс. голов); х-во треста «Челябшахтострой» в июле 1942 имело 124, в февр. 1944 — 2063 га земли. Труд. коллективы пром. предпр. оказывали помощь ОРСам. Строители треста «Челябшахтострой» в 1943 возвели для ОРСа «Челябуголь» 5 новых магазинов и 6 столовых. Рабочие выезжали в подсобные х-ва на прополку и уборку урожая. Так, работники ММК весной и летом 1942 в выходные дни отработали в подсобных х-вах 12 тыс. трудодней, пропололи св. 1 тыс. га посевов. Для обработки земли они использовали трофейные танки, с к-рых снимались башни и верх. часть броневой защиты. В 1944 в Челябинской обл. посадки картофеля в подсобных х-вах ОРСов и индивид. огородах занимали 82 351 га (до войны 44 042), овощей — 25 233 га (до войны 11 939); подсобные х-ва дали на 51 тыс. т картофеля и 28 тыс. т овощей больше, чем в 1943, подсобные х-ва Чел.— в 1,6 раза больше картофеля, чем в 1943. Лучшие подсобные х-ва (з-дов металлоконструкций, ферросплавов) в ср. заготовили на каждого рабочего по 180—185 кг картофеля и 148—150 кг овощей, что позволило снизить цены на рынках Чел. (1 кг картофеля в янв. 1944 стоил 40 руб., в янв. 1945 — 10). Каждый горняк за год получал в ср. по 2,5 кг мяса, 5 кг рыбы, 78 л молока дополнительно к продуктам, выдававшимся по прод. карточкам (см. Снабжение нормированное). В ведении ОРСов Кировского завода, ЮУЖД, ЧКПЗ, заводов им. С. Орджоникидзе (Станкомаш), ферросплавного, треста «Челябшахтострой» и др. находились магазины, столовые и бытовые мастерские, ряд совхозов. К осени 1942 в распоряжении ОРСов Чел. обл. было 413 магазинов (1/3 часть торг. сети), 346 столовых (1/2 часть сети общепита). ОРС ММК, в ведение к-рого перешло 42 магазина, 10 ларьков, 30 столовых, 5 крупных совхозов, обслуживал 104 500 чел. На 1 янв. 1945 в столовых комбината «Челябинскуголь» питались 17 тыс. чел. Осн. массу товаров ОРСы получали по гос. планам снабжения. Так, в 1-м квартале 1945 уд. вес ОРСов в рыночных фондах страны составил: по мясо- и рыбопродуктам — 55,5%, животным жирам — 42, растит. маслу — 46,7, сахару — 34, кондитерским изделиям — 29. Доля ОРСов в гор. рыночных фондах осн. непрод. товаров в 1-м полугодии 1945 составила 56%. ОРСы дополнительно снабжали рабочих (помимо централиз. фондов) продукцией своих подсобных х-в (гл. обр., через предпр. общест. питания). Так, в 1943 сверх централиз. фондов 1 трудящийся получал в ср. 84 кг картофеля и овощей, в 1944 — 119 кг (в системе ОРСов черной и цветной металлургии — 182, угольной пром-сти — 220 кг). ОРСы занимались изысканием дополнит. источников питания рабочих: ОРС Кировского завода организовывал вылов рыбы в водоемах области и за ее пределами, в весенний и осенний периоды — отстрел дичи, летом — сбор грибов и ягод. ГКО, СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали 5 июня 1944 пост. «О создании продовольственной базы промышленных центров Челябинской области». Вопросы создания и работы ОРСов постоянно рассматривались на сессиях гор., районных исполкомов Советов. Контроль за рабочим снабжением осуществляли проф. организации. К концу войны в стране имелось 7600 ОРСов, обслуживавших почти половину населения, находившегося на централиз. снабжении. В Челябинской обл. ОРСы открыли десятки новых магазинов и столовых; организовали сапожные, швейные, часовые мастерские; наладили варку соли, пр-во мыла и изготовление гончарной посуды. В послевоен. годы, по мере развития сети магазинов системы Мин-ва торговли, ОРСы вновь сосредоточили усилия гл. обр. на обслуживании трудящихся, занятых в отраслях со специфич. условиями пр-ва, в частности на предпр. черной и цветной металлургии, деревообр., добывающей, лесной пром-сти, транспорта, энергетики и др.

Челябинский дорожный центр рабочего снабжения, филиал ОАО «Российские железные дороги». Среди наиб. устойчивых, сохранивших свои функции,— ОРСы ЮУЖД, созданные пост. СНК СССР «Об организации Главного управления рабочего снабжения НКПС» 119 февр. 1943). Приказом нач. ЮУЖД (3 мая 1943) было образовано Дорожное УРС ЮУЖД [нач.: С. И. Моисеев (1943—45), М. И. Степанов (1946—49), Я. А. Перетятько (1950—64), И. Е. Галлеев (1965—75), И. Д. Кривсун (1976—95)]. Конторы райтрансторгпитов реорганизованы в ОРСы (Карталинский, Курганский, Чел.). В 1991 Дорожное УРС приказом нач. ЮУЖД преобразовано в Дорожное объединение рабочего снабжения ЮУЖД; с 1992 — Коммерч. объединение рабочего снабжения ЮУЖД; с сент. 1992 — Дорожное предпр. рабочего снабжения ЮУЖД; с мая 1995 — Служба снабжения ЮУЖД. В 1996 на базе Службы рабочего снабжения и Чел. ОРСа создано ГУП «Дорожный центр рабочего снабжения Южно-Уральской железной дороги» (нач. Г. В. Бычковская); 1 окт. 2003 пост. Прав-ва РФ (18 сент. 2003) образован Чел. дорожный центр рабочего снабжения (ДЦРС; дир. Бычковская) — филиал ОАО «Российские железные дороги». В Чел. ДЦРС на правах структурных подразделений входят ресторан ст. Магнитогорск и ОРСы: Златоуст. [нач.: С. С. Парамонов (1948—62), А. Г. Бобылев (1962—85), Бычковская (1985—91), Л. А. Васильева (1991—94), Л. Н. Комарова (1995—97), Ю. М. Карманов (1998—2000), В. Н. Неженцева (с 2000)]; Карталинский [нач.: И. И. Марусин (1949—60), С. Г. Карманов (1960—66), А. И. Брюзгин (1966—67), И. Н. Грыдина (1968—73), Ф. С. Барковский (1973—85), А. А. Ведерников (1985—88), Н. Ф. Медведева (1988—2001), Т. В. Колобынцева (2001—03), Т. В. Голова (с 2003)]; Чел. [нач.: П. Ф. Чичулин (1943—53), И. С. Шипков (1953—60), И. М. Гусев (1960—78), Р. Г. Адигамов (1978—82), А. П. Феськова (1982—87), А. В. Белов (1988—92), Бычковская (1992—95), А. П. Копцева (1995—96), Г. С. Яковенко (2001—03), В. В. Паршин (с 2003)], Курганский, Оренб. Гл. направлением деят-сти ОРСов остается бесперебойное обеспечение хлебом и продуктами первой необходимости железнодорожников и чл. их семей, пассажиров ж.-д. транспорта, населения прижелезнодорожных районов. В торг.-бытовом обслуживании железнодорожников и чл. их семей предусмотрены след. услуги: изготовление и реализация широкого ассортимента блюд, кулинарной продукции и кондитерских изделий; реализация товаров и хлебобулочных изделий, закупл. в др. торг. структурах; организация питания железнодорожников, занятых в рем.-восстановит. работах, меропр. по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, аварий, крушений, снежных заносов; обеспечение продуктами питания ж.-д. предпр. социально-бытового назначения; закладка и хранение товаров, продуктов, овощей для длит. и бесперебойного обеспечения рабочих столовых при возникновении чрезвычайных ситуаций; организация торг. обслуживания и общест. питания пассажиров на вокзалах и в поездах; оказание сервисных услуг предпр. ЮУШД; снабжение детских оздоровит. и шк. лагерей в летний период. В составе ДЦРС действуют: 154 магазина (в т. ч. 136 линейных), 118 столовых (в т. ч. 35 рабочих), 13 вагонов-ресторанов, 20 складов, 16 овощехранилищ, 6 хлебопекарен, 1 цех безалкогольных напитков, 3 парикмахерские, 17 вагонов-развозок. По данным на 1 окт. 2003, в системе рабочего снабжения ЮУШД трудились 4476 чел.; мн. из них отмечены наградами и почет. званиями заслуженный работника МПС, почет. железнодорожника, заслуженный работника сов. торговли, отличника сов. торговли и др.