Снабжение нормированное


Снабжение нормированное, распределение необходимого продукта (часть общест. продукта, необходимая для норм., с точки зрения существующих социально-экон. условий, воспроизводства физ. и духовных способностей работника и чл. его семьи) по установл. нормам, вводимое в связи с чрезвычайными условиями (война, засуха и др.). Осуществлялось через снабжение по карточкам (талонам), прод. ссуды, систему распределителей. На территории страны (Российской Империи, затем СССР) и отд. регионов вводилось в периоды 1-й мир., Гражд., Вел. Отеч. войн, в неурожайные годы (1921-22, 1931, 1946; см.: Голод 1921-22; Неурожаи), в нач. 1960-х гг. (в связи с сокращением уд. веса посевных площадей, занятых под зерновыми культурами), во 2-й пол. 1980-х гг. (период экон. кризиса в стране). В советское время нек-рые виды товаров (гл. обр. пром.) реализовывались через предпр. и учреждения (как форма поощрения за труд. успехи, в порядке очередности); книжная продукция повыш. спроса продавалась по спец. талонам, получ. за сдачу макулатуры. Нормированное снабжение в период 1-й мировой войны. С началом войны начался стремит. рост цен на продукты первой необходимости, что привело к обнищанию значит. части населения Оренбургской губернии, включая и казачество. В Оренбурге была образована прод. комиссия при гор. управе. В Чел. по указанию оренб. губернатора (13 янв. 1915) — Особое совещание (из чл. земской управы, представителей кассы мелкого кредита и кооперации), к-рое сформировало в городе к-т по снабжению населения предметами первой необходимости (из представителей уездной управы, кассы мелкого кредита, 2 гласных гор. думы, представителя гор. прод. комиссии, предс. уездного земского собр., зав. оценочно-статистич. отделом земской управы) и нормировочные комиссии в уезде. Комитетом были разработаны нормы потребления из расчета на 1 чел. в год: сахара — 22 фунт, чая — 1, крупы — 3,3, масла постного — 12, коровьего — 12, керосина — 11, мыла — 5; мяса — 1 пуд, рыбы — 0,5; 3 пачки спичек, 1 саж дров; цены на эти товары не должны были превышать 10% себестоимости, в случае отказа отпускать товары по установл. ценам комитет мог ходатайствовать о реквизиции. Прод. нормировочные комиссии занимались таксировкой цен на продукты первой необходимости, определяли необходимое для населения кол-во этих продуктов и источники их получения, что привело к «громадному несоответствию цен городских и уездных». В 1915 в губернии действовал не рыночный, а адм. порядок ценообразования. В 1916 из Оренб. губ. был запрещен вывоз мяса, за исключением поставок для нужд армии. Во время реквизиций, провед. весной 1916, на каждых 3 чл. семьи оставляли 1 молочную корову, остальных забирали (по цене от 4 руб. 80 коп. до 6 руб. 50 коп. за пуд живого веса). Нормировочный порядок ценообразования был распространен и на территории Оренбургского казачьего войска. Войсковое хоз. правление приняло решение создать нормировочные комиссии в каждой станице под председательством «желательно священника или интеллигента», при отсутствии таковых — станичного атамана. Кроме атамана и священника в составе таких комиссий право решающего голоса имели местный станичный учитель, фельдшер, выборные от станичного об-ва (включая проживавших в станице разночинцев, или «иногородних»), В обсуждении цен могли участвовать (с правом совещат. голоса) «интеллигентные лица, проживающие в станицах врачи, судебные следователи, земские начальники, городские судьи и другие лица из числа уважаемых, а также местные торговцы от каждого рода торговли и все, чье участие будет признано полезным». В обязанности предс. комиссии входили сбор необходимых сведений и проведение совещаний, на к-рых обсуждались цены и причины их изменения. Нормировочные комиссии устанавливали цены на определ. продукты для каждого насел. пункта в отдельности, после утверждения губернатором эти цены становились обязат. для продавцов и потребителей. Цены пересматривались при изменении условий, но не реже 1 раза в месяц. В перечень продуктов, цены на к-рые подлежали регулированию, в 1916 входили хлеб (печеный белый, полу-белый, простой из сеяной ржаной муки, булка франц. весом 5/8 фунт), мука пшеничная и ржаная, отруби, пшено толченое и нетолченое, мясо (включая баранину), сало (говяжье топленое, баранье топленое, свиное внутр., свиное кусковое соленое), масло (коровье, конопляное, подсолнечное), овощи (капуста, лук), картофель, крупа гречневая, яйца, молоко, соль, чай низшего сорта, сахар, керосин, спички, угли (смолевые и березовые), мыло ядровое 1-го сорта, сено (ковыльное и луговое), топливо (кизяк местной выделки). В нояб. 1916 Чел. прод. к-том было закуплено и складировано 200 вагонов муки, 5217 вагонов дров, 4000 пуд картофеля; выписано из Японии 10 вагонов тростникового сахара, рис и спички; через кооперативы Приурал. союза маслодельч. артелей сделан запас масла, сыра и брынзы, достаточный для снабжения населения города в теч. полугода. В янв. 1917 месячный прод. паек для семей призванных на фронт челябинцев был установлен в размере 4 руб. 60 коп. на 1 чел. Для обеспечения семей фронтовиков продовольствием было открыто 4 лавки, где ячневая крупа продавалась по 2 руб. за 1 пуд, гречневая — по 3 руб. 60 коп., пшено — по 2 руб. 40 коп., сахар — по 19—23 коп. за 1 фунт; сельдь в зависимости от размера — по 18—23 коп. за 1 шт. Фиксир. цены устанавливались и на топливо: уголь — 27—30 коп. за 1 пуд, дрова — 30 руб. за 12 погонных саж. Эти меры позволили в нек-рой степ. сдерживать рост цен на осн. виды продовольствия и товары повседневного спроса. (См. также Первая мировая война, раздел «Продовольственное положение».) Закрытые распределители, сеть магазинов и ларьков, через к-рые в период индустриализации 1930-х гг. осуществлялось снабжение рабочих на новостройках, в частности на Магнитострое. Поставка товаров в распределители осуществлялась через Центр. союз кооперации; контроль обеспечивался парт. и гос. органами, рассматривавшими «сеть закрытых распределителей... как новую, оправдавшую себя форму классового распределения продуктов», отвечающую лозунгу: «Кто не работает, тот не ест». Распределители реализовывали товары исключительно прикрепл. к ним покупателям — из числа лиц, непосредственно занятых на стр-ве комбината и города. Основанием для пользования конкретным магазином являлась «заборная книжка». В 1933 в Магнитогорске действовало 64 торг. точки, распредел. по цехам комбината, строит. участкам и поселкам спецпереселенцев. Они были закрыты в 1934, с отменой карточной системы. Продовольственное снабжение в период Великой Отечественной войны. В связи со стремит. продвижением фаш. войск в глубь страны СНК СССР 18 июля 1941 принял пост. «О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в Москве, в Ленинграде и в некоторых городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей»; в авг. на карточную систему был переведен ряд др. регионов страны, в т. ч. Чел. обл. Облисполком в соответствии с телегр. распоряжением Наркомторга СССР (12 авг. 1941) ввел с 15 авг. продажу хлеба по карточкам в городах обл. подчинения, районного значения и в рабочих поселках (всего в 41 насел. пункте). Конкретные задачи, вставшие перед торг. работниками, были сформулированы в выступлениях наркомов торговли СССР А. В. Любимова и РСФСР — Д. В. Павлова, опубл. газ. «Правда» от 13 авг. и 17 окт. 1941. Была создана система жесткого учета за распределением продуктов. Нормы снабжения были дифференцированы по социально-производств. принципу. Преимуществ. правом пользовались работники оборонных предпр. Нормы снабжения хлебом по 1-й категории (для работников оборонных предпр.) составляли от 800 до 1000—1200 г в день, по 2-й (пр. пром. предпр.) — 600; для служащих — 500, иждивенцев и детей — 400. На селе централиз. фонды хлеба и нек-рых др. продуктов выделялись только для интеллигенции (врачи, учителя), инвалидов войны и эвакуир. граждан (см. Эвакуированное население). В обкоме и горкомах партии были созданы отделы торговли и снабжения, введена должность секр. по торговле и общест. питанию. Первостепенное внимание уделялось снабжению населения хлебом — осн. продуктом карточной системы. С первых месяцев войны была расширена база хлебопечения, обеспечение к-рой мукой затруднялось недостатком людских и материальных ресурсов, погодными условиями. В первые годы войны площадь пахотных земель сократилась в 2 раза. С гос. поставками всех видов продукции в области справлялись только 2 колхоза из 882; с поставками зерна — 10 колхозов, молока — 15, картофеля — 5, мяса — 105. В 1942 колхозы области выполнили план сдачи зерна гос-ву на 3,4%, в 1943 — на 9, в 1944 — на 7,6. Для выхода из критич. положения в нач. 1943 Чел. обком ВКП(б) создал «чрезвычайные пятерки»; возглавили их работу 2-й секр. обкома Л. С. Баранов и предс. облисполкома А. А. Белобородов. С 21 нояб. 1943 в связи с неурожаем зерна в стране прав-вом были временно снижены нормы обеспечения хлебом. В 1-м полугодии 1944 карточки на хлеб и хлебобулочные изделия были отоварены в Челябинской обл. на 94,4—97%. К концу войны в области снабжалось хлебом по карточкам 1817896 чел. Др. продукты по карточкам население получало не полностью: крупы и макаронные изделия — 70—87% от потребности, жиры — 70—83%, сахар — 8—53%. Мясные и рыбные продукты, жиры направлялись в 1-ю очередь на оборонные предпр. На ММК их фонды увеличивались: в 4-м квартале 1943 фонды мясо-рыбных продуктов составили 679 т (на 228 т больше, чем в 1942), жиров — 194 т (против 140 т в 1942), круп — 442 т (против 256). Значит. место в прод. обеспечении населения городов заняли децентрализ. источники снабжения. Поддержав местные инициативы, прав-во разрешило с весны 1942 создавать отделы рабочего снабжения (ОРС), обязало рук. предпр. и орг-ций развивать подсобные х-ва. К осени 1942 в системе ОРСов было 413 магазинов (1/3 всех торг. предпр.), 346 столовых (1/2 предпр. общепита). С 1942 дир. пром. предпр. получили право устанавливать преимущество в снабжении рабочих, перевыполнявших нормы выработки. Передовикам пр-ва полагались дополнит. горячее питание, получение овощей из подсобных х-в сверх установл. норм. В 1944 через ОРСы в Челябинской обл. распределялось 70% всех товарных ресурсов (в целом по Уралу — 45%). За годы войны вопрос об организации подсобных х-в 60 раз обсуждался на заседаниях бюро Челябинского обкома партии. В 1944 только в Чел. площадь подсобных х-в увеличилась по сравнению с 1941 в 7,7 раза и составила 41,5 тыс. га. Продукты, выращ. в подсобных х-вах и собранные в лесах, стали подспорьем в питании рабочих и служащих. В Челябинской обл. в 1941 было заготовлено 1699 т ягод и грибов, в 1943 — ок. 2000 т. Подсобные х-ва были созданы в уч. заведениях гос. системы трудовых резервов. В 1943 из-за отсутствия опыта и неблагоприятных погодных условий было собрано зерновых в ср. по 1 кг в расчете на 1 учащегося, овощей — в объеме запаса, необходимого на 1—3 мес. С 1942 в Челябинской обл. получило массовое развитие огородничество: в 1942 имели индивид. огороды 276200 семей (общая площадь 15 тыс. га), в 1943 — 476110 (30 тыс. га). В 1944 на 100 трудящихся на Урале приходилось 97 огородников; картофель, собранный на индивид. огородах, покрывал 40% потребностей населения. Заводские столовые обслуживали до 90% работающих. Одной из лучших считалась столовая № 1 ЧГРЭС, коллектив к-рой неоднократно занимал 1-е места во Всесоюз. социалист. соревновании. Для предотвращения хищений в торг. сети, спекуляции карточками создавалась система контроля со стороны правоохранит. и общест. орг-ций. При профкомах предпр. действовали комиссии рабочего снабжения, контроля за подсобными х-вами, лавочные и столовые комиссии, к-рые следили за распределением продуктов, правильностью закладки их в котел, выходом продукции в порциях; пресекали злоупотребления с выдачей карточек. Масштабная проверка, провед. в 1943 сотрудниками уголовного розыска, ОБХСС, позволила выявить недостатки в выдаче прод. карточек, навести порядок в системе распределения продовольствия, улучшить условия его хранения. В области была усилена охрана прод. складов, ужесточен порядок в типографии, где печатались карточки. С марта 1943 практиковалось ежемесячное изменение сетки талонов (что полностью исключало возможность их повторного использования путем исправления даты). В 1943 работниками милиции Чел. было изъято у спекулянтов и возвращено гос-ву св. 200 пуд хлеба, 60 пуд масла. Колх. торговля резко сократилась в первые годы войны. Осн. долю в питании самих колхозников составляли овощи. Кризис снабжения заставил рук-во СССР провести ряд меропр., направл. на пополнение внутр. рынка. В 1943—44 были организованы выезды «красных обозов» на колх. рынки городов, проведены ярмарки. Кооп. торговля, где удерживались цены, многократно превышавшие покупат. возможности работающих, удовлетворяла спрос незначит. части населения. Не восполнял потребностей населения в продуктах и натур. обмен товарами на «черном рынке». В 1942 в разных районах области 1 пара валенок обменивалась на 5 пуд ржаной муки, 1 л водки — на 1 пуд муки либо на 1 ц картофеля. На «черном рынке» ежедневно продавалось и покупалось до 500 прод. карточек. У населения всех городов области отмечалась дистрофия; наиб. высокий ее уд. вес (до 3,5%) — на нек-рых предпр. Златоуста (в т. ч. за счет рабочих из Ср. Азии). Уровень питания подростков только в 1944 приблизился к довоен. С 1944 в области начали действовать дома отдыха и спец. сел. избы, где восстанавливали физ. силы больные дистрофией. В целом система прод. обеспечения в годы войны позволила обеспечить жизнедеятельность и работоспособность тылового региона, где было сконцентрировано осн. пр-во военной продукции. Нормир. система снабжения населения продовольствием была отменена пост. Сов. Мин. СССР и ЦК ВКП(б) от 14 дек. 1947.