Паспортно-визовая служба (ПВС) Челябинской области, система специализир. органов Главного управления внутренних дел Чел. обл. Управление ПВС Гл. УВД Чел. обл. создано в 1996 на базе паспортного отдела обл. УВД, в 2003 реорг. в Паспортно-визовое управление (ПВУ) ГУВД области. Органы ПВС осуществляли выдачу паспортов; регистрацию и снятие с учета граждан РФ по месту пребывания и месту жительства; регистрацию находящихся на территории РФ иностр. граждан и лиц без гражданства, выдачу им документов на право проживания; оформляли разрешения, извещения о приглашении и др. бумаги на въезд в РФ и выезд за границу; вели дела по приобретению и изменению гражданства, работу с гражданами РФ, желающими уехать на постоянное место жительства за границу; участвовали в розыске должников (ответчиков) по гражд. делам, лиц, утративших связь с родственниками, и др., в меропр. по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, обеспечению правопорядка, в борьбе с преступностью, в проверках соблюдения паспортного режима. С 2004 эти функции переданы Федеральной миграционной службе России. В России паспортная система возникла при Петре I. Паспорта («проезжие письма») предписывалось иметь гражданам, живущим в крупных городах, местностях, «объявленных в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», рабочим фабрик, заводов, мануфактур. До 1917 рук-во и контроль за соблюдением паспортного законодательства и учет населения осуществляли структурные подразделения МВД и Департ. полиции. В губерн., гор. и уездных органах полиции действовали подразделения, выдававшие паспорта, виды на жительство и др. документы рос. подданным и иностранцам. В 1918 в составе НКВД РСФСР, комиссариатов внутр. дел и местных исполкомов созданы отделы учета иностранцев, военнопленных, беженцев, эмигрантов. Деят-сть этих органов координировало Центр. эвакуационное управление при СНК РСФСР. В том же году издан декрет ЦИК и СНК РСФСР «О трудовых книжках для нетрудящихся». Труд: книжка была первым документом сов. гражданина, в к-рый вносилась отметка о прописке. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР (1923) взамен аннулир. паспортов старого образца, видов на жительство и труд. книжек введены удостоверения личности, приравн. в 1927 к др. документам, удостоверяющим личность гражданина,— справкам о рожд., браке, расчетным книжкам, проф., воен. и студенч. билетам и т. д. В 1932 в соответствии с пост. ВЦИК и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописке паспортов» созданы спец. подразделения органов милиции — паспортные столы, отделы, к-рые выдавали паспорта жит. городов, а также районных центров, имеющих МТС. Так, в Чел. в 1933 было организовано более 40 пунктов (в т. ч. на ж.-д. ст. Чел., ЧТЗ), сотрудниками к-рых в мае — авг. было выдано ок. 75 тыс. паспортных книжек, 13,5 тыс. паспортных бланков, 14,5 тыс. врем. удостоверений. В том же году в учреждениях и на предпр. Чел. функционировало более 440 комиссий содействия паспортизации. Чл. комиссий совм. с представителями горсовета, предс. жил. товариществ и комендантами домов вели массовую работу среди населения, проверяли компрометирующие сведения о гражданах, подавших заявление на получение паспорта. Деят-сть органов паспортной службы в 1932—34 координировало вновь созданное Главное управление рабоче-крест. милиции при ОГПУ СССР, позднее — паспортный (с 1952 паспортно-регистрационный) отдел Главного управления милиции НКВД (МВД) СССР. В 1935 в органах милиции образованы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР). В 1940 терр. паспортизации была значит. расширена. Во введ. в 1953 новом положении о паспортах жит. сел. населенных пунктов, имеющих МТС, и работники совхозов не были упомянуты в числе лиц, обязанных иметь паспорта. Лишь в 1974 пост. Сов. Мин. СССР утверждено «Положение о паспортной системе СССР», в соответствии с к-рым в 1976—81 паспорт обязан был получить каждый сов. гражданин, достигший 16-летнего возраста. В 1990 при МВД России образован паспортный отдел, в состав к-рого вошло отделение виз и регистрации иностранцев. Пост. Прав-ва РФ от 15 февр. 1993 создана ПВС МВД РФ, реорг. в 1996 в Паспортно-визовое (с 2003 Гл. паспортно-визовое) управление МВД РФ. Кроме ПВУ, состоявшего из 3 отделов (по паспортной работе, по гражданству, виз и регистраций), в систему ПВС Чел. обл. входили: центр паспортно-визовой работы с иностр. гражданами и лицами без гражданства (создан в 2003); 5 отделений УВД, 7 — РУВД, 18 — гор. ОВД, 20 — РОВД. Ежегодно аттестов. сотрудники ПВС области принимали по личным вопросам ок. 1,5 млн граждан. В 1992—2002 рассмотрено ок. 70 тыс. дел об изменении гражданства, более 60 тыс. чел. стали гражданами России. Для учета перемещения населения, предоставления справочной информ. орг-циям, учреждениям и отд. гражданам, поиска лиц, находящихся в розыске, в системе ПВС действовали также адресно-справочные бюро. Адресные службы во многих регионах, в т. ч. на Южном Урале, созданы Положением НКВД об адресных столах (1922). В Чел. адресный стол располагался в центре города, на месте будущего здания гостиницы «Южный Урал». В 1933 в штате учреждения были рук. и 2 регистратора. С образованием Челябинской области (1934) в Чел. и 6 крупных городах созданы кустовые адресные бюро (АБ). Благодаря деят-сти этих орг-ций миллионы сов. граждан, эвакуир. в годы Великой Отечественной войны в тыл, смогли найти друг друга. В 1961 на базе кустовых АБ создано единое АБ области. До 1974 бюро функционировали при паспортных отделах, позднее переданы исполкомам местных Советов деп. В период проведения реформы паспортной системы (1974—81) при участии работников АБ было установлено значит. кол-во лиц, скрывавшихся от правоохранит. органов. В 2002 в штате обл. АБ было 38 сотрудников. Во исполнение Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пост. Прав-ва РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (1997) в 1997—2002 в рамках реформы паспортной системы произведены обмен и выдача паспортов гражданина РФ более чем 2 млн жит. Чел. обл. В Златоусте, Магнитогорске и Чел. организовано оформление рос. паспортов непосредственно на предпр. и в общеобразоват. учреждениях. В 2000 и 2002 сотрудники ПВС области принимали участие в восстановлении правопорядка, реорганизации гос. учреждений (загса, нотариата и др.), выдаче рос. паспортов в г. Аргуне (Чеченская Республика). 19 июля 2004 Президент РФ подписал Указ № 928 «О Федеральной миграционной службе» (ФМС), к-рой передали функции Гл. ПВУ. В 2004 была введена должность зам. нач. ГУВД для курирования вопросов, связ. с работой подразделения по делам миграции П.-в. с. В нояб. 2005 на базе подразделений по делам миграции П.-в. с. созданы территориальные органы ФМС. В их полномочия включены: производство по делам о гражданстве РФ, оформление и выдача осн. документов, удостоверяющих личность; осуществление регистрации учета граждан РФ и контроль за соблюдением правил регистрации; оформление и выдача иностр. гражданам документов для въезда и проживания на территории РФ; осуществление контроля за соблюдением иностр. гражданами и лицами без гражданства установл. правил проживания и врем. пребывания в РФ; реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; осуществление контроля в сфере внешней труд. миграции, привлечение иностр. работников в РФ. В янв. 2006 образовано Управление Федеральной миграционной службы России по Челябинской обл. (нач. полк. милиции А. О. Дамерт). Рук. паспортного отдела (ПВУ, Гл. ПВУ) УВД (ГУВД) Чел. обл. в разные годы: А. С. Пыжьянов (с 1943), В. М. Колчанов (с 1944), В. В. Гринько (с 1954), М. Т. Мезенцев (с 1956), Г. И. Разумов (с 1959), А. Н. Макаров (с 1968), А. П. Грошев (с 1977), Ю. С. Шантарин (с 1987), Г. В. Янин (с 1995).