Переселенческое движение (кон. 19 — нач. 20 вв.), перемещение населения, преим. сел., на постоянное жительство в малонасел. окраинные районы и на свободные терр. П. д. было одним из видов миграции населения и осн. средством внутр. колонизации земель. Факторами, определявшими масштабы П. д., являлись: агр. перенаселение, социальные противоречия в деревне, политика прав-ва, наличие доступных и удобных путей сообщения и трансп. средств. В теч. 2 пореформ. 10-летий (1860—70-е гг.), несмотря на предпринимавшиеся прав-вом меры по пресечению крест. миграции, происходило стихийное переселение на Южный Урал — в Оренбургскую и Уфимскую губернии, к-рые привлекали комплексом природных факторов и выгодными условиями аренды башкирских земель. К кон. 1860-х гг. в Оренб. губ. осело ок. 10 тыс. чел. (из направлявшихся на поселение в Сибирь и на Д. Восток). Рост самовольных переселений способствовал принятию прав-вом документа, к-рый юридически санкционировал поселение самовольно прибывших на территории Оренб. губ.,— Положения Гл. к-та по устройству сел. состояния «О мерах к водворению в Оренбургской губернии издавна проживающих там переселенцев из других губерний» (1869). В 1871 его действие было распространено на Уфим. губ. Наплыв переселенцев в Оренб. и Уфим. губ. продолжался в 1870—90-е гг., после издания узаконений. В 1893 в Оренб. губ. числилось 23142 переселенч. семьи (125313 душ обоих полов). В Уфим. губ. с 1861 по 1897 переселилось 26086 крест. семей (168773 души). Наибольшее кол-во переселенцев пришлось на 1880—90-е гг., что было связано с интенсивной перепродажей башкирских земель (захвач. скупщиками в 1860—70-е гг.) и сооружением Самаро-Оренб. (1876) и Самаро-Златоустовской железных дорог (1892). Переселенцы стихийно прибывали из европ. части России; селились на казенных (наименьшая часть), частновладельч. и башк. землях. По данным 1883, в Уфим. губ. на казенных землях обосновались лишь 6,4% переселенцев, на башк.— 19%, на частновладельч. (купл. у казны или башкир) — 74,5%. Земельные участки получали не все переселенцы. В 1886 из 35792 переселенцев, устроившихся в старожильч. селениях Оренб. губ., лишь 36,1% вели самостоят. земледельч. х-во, 34,6% проживали в работниках, 21,3% занимались разными ремеслами, 8% — торговлей. Терр. юж.-урал. губерний являлась как объектом агр., пром. освоения, так и районом выселения крестьян. В 1870 Уфим. и Оренб. губ. приняли ок. 118 тыс. переселенцев (тогда как выехало до 36 тыс. чел.). Стр-во Самаро-Златоуст., Златоуст-Чел. ж. д., Транссибирской железнодорожной магистрали изменило направления и плотность переселенч. потоков. «Воротами» П. д. в Сибирь стал Чел.: через город проходило 94% переселенцев; здесь был построен крупнейший из переселенческих пунктов; было сосредоточено оперативное рук-во П. д. (районная канцелярия Переселенч. управления во главе с зав. Зап. р-ном передвижения переселенцев, администрация Зап.-Сиб. подрайона передвижения переселенцев). С 1894 по 1909 через Чел. прошло св. 4 млн переселенцев. В 1910 во время поездки в Сибирь (с целью проверки состояния дел П. д.) Чел. переселенч. пункт посетил предс. Сов. Мин. П. А. Столыпин. С 1904 по 1914 в Оренб. губ. прибыло по жел. дороге 65574 чел.; из них, не получив земельных участков, вернулось обратно или проследовало дальше в Сибирь — 21649 (33%). В Уфим. губ. прибыло 43885 переселенцев, из них убыл 9251 (21,3%). За этот же период из Оренб. губ. выселилось в Сибирь 30070 крестьян, из них вернулось 5815 (19,3%); по Уфим. губ.— соответственно 52757 и 9790 (18,5%). По сравнению с кол-вом рос. переселенцев, для к-рых районом водворения являлась Сибирь, числ. осевших на территории Оренб. и Уфим. губ. была незначит. (см. таблицу). П. д. было наиб. интенсивным в период столыпинской агр. реформы (9 нояб. 1906 — 28 июня 1917). Гос-во оказывало переселенцам помощь, центрами к-рой являлись переселенч. пункты. П. д. способствовало агр. освоению края, переходу коренного населения к оседлому земледельч. х-ву, развитию произво- дит. сил. В Чел. П. д. дало назв. 2 улицам («Переселенческая» и «Переселенческий Пункт»),
Государственная помощь переселенцам, система материальной, врачебно-сан., информационно-справочной и др. видов гос. поддержки переселенцев в период их переезда и хоз. обустройства. Центр. органами спец. переселенч. службы были: К-т Сиб. ж. д. (1892—1905), Переселенч. управление (создано в 1896 как исполнит. орган при К-те Сиб. ж. д., с 1905 — в составе Главного управления землеустройства и земледелия). Регион. и местные структуры включали: 2 района передвижения переселенцев — Зап. (с центром в Чел.; с 1910 делился на 4 подрайона передвижения) и Вост. (с центром в Иркутске); 12 районов переселения в Азиат. России (раздел. на подрайоны, возглавляемые «заведующими водворения»), В пути следования переселенцам оказывались след. осн. виды помощи: перевозка по льготным тарифам в особых поездах, оборуд. сан. вагонами; ден. путевые ссуды и пособия; дешевое или бесплатное питание для отд. категорий переселенцев; врачебно-сан. и информационно-справочное обслуживание; в период обустройства — дополнит. ссуды на обзаведение х-вом, льготное налогообложение и др. Для легальных переселенцев предусматривались скидки в оплате проезда: в спец. переселенч. поездах проезд был в 3—4 раза дешевле, чем в вагонах 3-го или 4-го класса пас. поездов. Удешевл. тарифы распространялись также на переселенч. кладь и скот. Бесплатное питание в пути получали лишь отд. категории переселенцев, в осн. больные и дети; амбулаторное и больничное обслуживание осуществлялось бесплатно мед. персоналом соответствующих жел. дорог. Кроме того, существовали переселенч. мед. и сан. службы. Для сан.-эпидемиологич. контроля и оказания медицинской помощи в пути использовались различные типы ж.-д. и переселенч. медицинских учреждений: подвижные и стационарные сан. вагоны, амбулатории, больницы, врачебные и фельдшерские пункты, врем. передвижные противохолерные отряды и др. (См. Переселенческая больница.) За счет железной дороги была создана сеть обсервационных (наблюдат.) мед. пунктов, состоявших из оборуд. стационарных сан. вагонов с фельдшерским персоналом. Сан. вагоны имелись и в составе переселенч. поездов. Крупнейшая в стране казенная Сиб. ж. д. в 1909 располагала для обслуживания переселенч. поездов 51 сан. вагоном. Из 54 линейных переселенч. пунктов в 1910 могли оказывать амбулаторную помощь 45, имели оборудование для стационарного лечения 14. Мед. статистика свидетельствует, что переселенч. и ж.-д. пункты выполняли роль своеобразного фильтра, препятствуя распространению эпидемий. Одной из задач информационно-справочного обслуживания было «возбуждение сознательности и обдуманности в среде крестьян, стремящихся выселиться». Знание реальных условий нового места жительства помогало переселенцам закрепиться на нем. К 1911 справочная лит-ра распространялась на 54 линейных переселенч. пунктах. В Чел. было организовано чтение лекций о районах, куда отправлялись переселенцы. В 1910 Переселенч. управлением была издана справочная кн. «Челябинский переселенческий пункт». По мере хоз. освоения Сибири и Д. Востока менялись содержание и цели информ. Поначалу пропагандировались в осн. преимущества легального переселения в определ. властями местности, в дальнейшем — прогрессивные методы хозяйствования в климат. и экон. условиях конкретных переселенч. районов. Гос. ассигнования на переселенч. дело ежегодно росли: в 1893 составили 2 млн руб., в 1908 — 19 млн, в 1914 — 30 млн рублей.