Поморская церковь, Древлеправославная поморская церковь, одно из умеренных течений в беспоповском направлении старообрядчества (староверия), возникшее и сформировавшееся в сев.-зап. регионе России во 2-й пол. 17 в. Характеризуется определ. вероисповед. и организационными особенностями; признает таинства крещения, причащения и покаяния необходимыми для спасения души верующего, но отрицает таинство брака (до сер. 18 в.), царскую власть и молитву за царя; поддерживает проповедуемые Русской православной церковью идеи близкого «конца света» и господства утвердившегося на земле «царства антихриста»; выступает за устройство церкви без иерархии; допускает перекрещивание верующих, переходящих из РПЦ в П. ц. На раннем этапе церковь проповедовала строгий аскетизм в быту. Основатели поморского толка Данила (Даниил) Викулин, бр. Андрей и Симеон Денисовы, Петр Прокофьев, создавшие в Олонецкой губ. т. н. Выговскую общину — пустынь (общежительство, монастырь) старообрядцев, бежавших в глухие леса от преследований царской власти и духовного диктата клира РПЦ. Среди них были беглые боярские крестьяне, стрельцы, священнослужители. Устав монастыря включал осн. положения старообрядч. новгородских соборов 1692 и 1694. Основы веры изложены в «Поморских ответах» (1703). В нач. 18 в. др. духовным центром П. ц. было с. Усть-Цильма (ранее — слобода Никольская) Архангельской губ. (ныне Республика Коми); в 19 в.— Псков, Рига, Москва. В 1737—38 произошел раскол среди чл. Выговской общины на умеренных и радикальных (из-за включения в обряд богослужения молитвы за царя, что трактовалось частью верующих как «примирение с миром антихриста»). Во главе несогласных стоял наставник Филипп, к-рый основал новую общину на р. Умбе. Его последователи получили назв. филипповцев (доминировала идея самосожжения как необходимого условия соблюдения чистоты веры). В 1743 Филипп и его сторонники (70 чел.), окруж. солдатами, сожгли себя. Факты самосожжения отмечены и среди умеренных представителей П. ц.: 5 дек. 1743 в Великопоженском скиту во главе с наставником Иваном Акиндиновым сожгли себя 76, по др. данным — 88 чел. К кон. 18 — нач. 19 вв. религ. радикализм П. ц. смягчился: самосожжение перестало практиковаться, произошло признание таинства брака и ин-та семьи, что привело к очередному размежеванию и появлению новых толков вокруг П. ц.— «чадородные», «нечадородные», «орловские филипповцы», «аароновцы» [по имени Андрея (Аарона) Жукова, мещанина из Ярославля; больше всего аароновцев было среди крестьян Архангельской и Вологодской губ.]. Основателем др. радикального направления — «пастуховского», или «адамантовского» — явился пастух Василий Степанов, проповедавший наступление «царства антихриста», отказ от общения с представителями власти — «слугами антихриста», паспортов и денег. Дальнейшая эволюция вероучения привела к социальному компромиссу П. ц. с властью: поморцы признали двойной подушный налог, рекрутскую повинность, брак. В кон. 19 — нач. 20 вв. поморский толк (к нему примкнула часть федосеевцев — сторонников Феодосия Васильева) стал одним из влият. направлений среди беспоповцев. В 1909 состоялся 1-й Всерос. собор, в к-ром приняли участие представители старообрядцев из Златоуста (А. И. и Л. И. Сычевы); на 2-м Всерос. соборе (1912) Златоуст представляли А. В. Байдосов, Ф. В. Мурдасов. Отношение к Октябрьской революции 1917 у поморцев было очень сдержанным. Несмотря на сложные полит. условия, они сохранили свои позиции и в сов. период. Общины действовали в традиционных регионах проживания поморцев, богослужения проходили в молитв. домах. Мн. рук. общин в 1930-е гг. были репрессированы. Относит. нормализация отношений П. ц. с Сов. гос-вом началась только в 1950-е гг. В 1989 был создан Рос. совет Древлеправосл. поморской церкви (ДПЦ, предс. О. И. Розанов). В 2000 Поместный собор РПЦ признал обряды П. ц. «равночестными» с никоновскими. В 2001 учрежден Единый совет ДПЦ (предс. Розанов), к-рый объединил общины из России, Латвии, Литвы, Белоруссии. В августе 2002 состоялся 1-й Всерос. слет молодежи ДПЦ. На Южном Урале П. ц. действовала со 2-й пол. 18 в. К нач. 19 в. духовные центры сформировались в дер. Скоблино Таловской волости Челябинского уезда (наставник Г. И. Рипин), в с. Гагарье Курганского уезда (наставник С. К. Тельманов), в 1825 — в Златоусте. Учение поморцев распространилось среди жит. горнозаводской зоны (гг. Куса, Нязепетровск, Сатка, Сим, Усть-Катав). В 30 км от Юрюзани и в 8 км от дер. Меседа поморцы организовали Покрово-Никольский жен. скит (монастырь), к-рый с перерывами просуществовал до 1955; попечителем его в 19 в. был купец и конезаводчик А. Д. Ершов. В 8 км от ст. Кропачево был создан т. н. «Шалупов хутор» — компактное поселение из 30 семей П. ц. (духовный лидер М. Н. Куликов), к-рых не затронули репрессии 1930-х гг. В Чел. последователи П. ц. появились ориентировочно во 2-й пол. 18 в., а община окончат. сформировалась во 2-й пол. 19 в. и существует по наст. время. Первонач. богослужения проходили в молитв, доме (в 1930-е гг. был изъят, позднее снесен); долгое время — на квартирах верующих. Известно, что в 1930—40 общиной руководила Т. П. Имотина; в 1940—61 П. С. Шлемов; с 1980 Ф. П. Беляшов. С 1982 богослужения чел. поморцев (духовные лидеры Ф. П. Дружинина, З. М. Тингаева, З. И. Шведова) проходят в частном доме в Сов. р-не. В 2004 религ. орг-ция П. ц. зарегистрирована в Магнитогорске, группы верующих есть в Копейске, пос. Роза, Златоусте. К нач. 21 в. П. ц. Южного Урала сохранила свою культ. и религ. самобытность, несмотря на крайне стесн. условия удовлетворения религ. потребностей; открыта для контактов с представителями регион.и муниципальных органов власти.