Потребительская корзина


Потребительская корзина, статистич. термин, обозначающий определ. набор товаров и услуг. Используется при расчете индекса потребит. цен, установлении прожиточного минимума, потребительского бюджета минимального и рационального, их межрегион. сопоставления. П. к. представляет собой единую для всех регионов РФ репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиб. часто потребляемых населением, а также отд. товаров и услуг необязат. пользования (легковой автомобиль и его техн. обслуживание, ювелирные изделия из золота и т. д.). Отбор позиций товаров и услуг производится с учетом их необходимости и важности для жизни граждан, их представительности (с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары), устойчивого наличия в продаже. В настоящее время в статистич. практике ежемесячно исчисляются стоимости: миним. набора продуктов питания (33 товара) и фиксир. набора потребит. товаров и услуг (83 вида, максимально часто потребляемые населением всех субъектов РФ). При расчете величины миним. набора продуктов питания (разработан Ин-том питания АМН РФ совм. с Ин-том социально-экон. проблем народонаселения РАН и Мин-вом труда РФ) наряду с ценовой используется информ. об объемах потребления (в соответствии с нормативами, принятыми в мировой практике в рамках достаточного питания). Стоимость прод. товаров из фиксир. набора рассчитывается по ср. нормам потребления. Расчет стоимости непрод. товаров и платных услуг населению основывается на определении необходимого и достаточного потребления товаров и услуг ср. потребителем в теч. 1 года (набор разработан Госкомстатом России и согласован с Мин-вом экон. развития России). При расчете стоимости наборов в каждом субъекте РФ используется информ. о сопоставимых потребительских ценах и тарифах на товары и услуги (среднеарифметич. взвеш. величины уровней цен в отд. городах). Динамику стоимости наборов товаров и услуг в Челябинской обл. позволяют проследить данные табл. 1. С 2000 по 2006 миним. продуктовый набор подорожал в 2,3 раза, фиксир. набор потребительских товаров и услуг — в 2,2 раза. Разрыв между макс. и миним. уровнем стоимости миним. набора продуктов питания среди городов, в к-рых с 1991 осуществляется федеральное наблюдение за потребительскими ценами, увеличился с 23,8 руб. в 2000 до 69,9 руб. в 2006 (см. табл. 2).