Прохоровский этап, один из этапов истории ранних кочевников Южного Зауралья (2-я пол. 5 — 2 вв. до н. э.). Возникновение П. э. связано со значит. изменениями в погребальной обрядности и материальной культуре кочевого и полукочевого населения, происходившими во многих регионах степной и лесостепной Евразии. В урало-казахстанских степях эти изменения особенно отчетливо фиксируются на мат-лах Южного Зауралья при переходе от обручёвского этапа (2-я пол. 6 — 5 вв. до н. э.) к П. э., к к-рому относятся памятники заурал. варианта прохоровской (раннесарматской) культуры, хронологически раздел. на раннепрохоровские (2-я пол. 5 — 4 вв. до н. э.) и прохоровские (3—2 вв. до н. э.). Курганы прохоровской культуры находятся на возвышенностях, располож. на останцах первых надпойм. террас, на коренных берегах рек, у берегов озер, в междуречьях. Насыпи сложены из земли, камня (последний использовался для сооружения панциря над земляной насыпью, кольца в ее основании, к.-л. конструкции на вершине). В ряде памятников 2-й пол. 5 — нач. 4 вв. до н. э. (напр., курганы Березовский и Те- мир) под насыпью выявлены дерев. сооружения срубного или шатрового типа, кольцевые или полукольцевые глиняные площадки вокруг могильных ям. К сер. 4 в. до н. э. сооружение крупных курганов с мощными дерев. надмогильными конструкциями прекратилось. Появились многочисл. парные и коллективные захоронения. Осн. тип погребальной камеры — простая грунтовая яма прямоугольной или овальной формы. Захоронения совершались в подбоях, в ямах с заплечиками, с углубл. дромосом, на материке. В могильных ямах фиксируются остатки срубов, столбовых конструкций, гробовин; на дне ям — следы органич. подстилки, подсыпки песком, золой и углем, охрой. В 3 в. до н. э. появились могильные ямы с катакомбой, вырытой в торцевой стенке (Солнце III, см. Солнце); могильные ямы, сочетающие признаки торцевой катакомбы и подбоя (Дружное). К 3—2 вв. до н. э. относятся грунтовые бескурганные погребения (Могутовка, Старая Мельница). Известен также курган Поганый Колок с кам. насыпью. Умершие укладывались на спину (руки, как правило, располагались вдоль тела) головой преим. на Ю. (иногда с отклонением к В. и 3.); более чем у половины погребенных ноги были смещены относительно оси туловища. Напутств. пища: мясо барана, лошади, изредка КРС. Сопровождающий инвентарь: вооружение, керамика (круглодонные и плоскодонные сосуды), украшения, предметы туалета, орудия труда, вещи культового назначения (кам. блюда, костяные трубочки с краской и т. п.), части конской сбруи. В начале П. э. наряду с изменением погребальной обрядности изменился характер инвентаря. Резко уменьшилось кол-во плоскодонных сосудов, появилась импортная гончарная керамика. Во 2-й пол. 5 — нач. 4 вв. до н. э. получили распространение новые типы мечей и кинжалов, колчанных крючков, длинные мечи, наконечники копий, защитное вооруже- ние. Изменились формы зеркал: появились типы, ближайшие аналогии к-рым находят на Алтае и прилегающих к нему районах. Из погребального инвентаря исчезли кам. жертвенники (на ножках и без ножек), появились глиняные и кам. блюда с орнаментом по бортику. Кардинальные изменения произошли в декоративно-прикладном иск-ве. Инновации, фиксируемые в погребальном обряде и инвентаре кочевников Южного Зауралья, связаны не только с дальнейшим развитием об-ва, его внутр. изменениями, но и с притоком нового населения с В. Вероятно, в 3-й четв. 5 в. до н. э. кочевые племена с терр. Сев.-Зап. Китая (Вост. Туркестана) пришли в урало-казахстанские степи, в осн. на Юж. Урал. Однако кол-во их было невелико. Представлены они были, скорее всего, богатыми и знатными родами, занявшими господствующее положение среди кочевников Южного Урала. Переселенцы принесли на Южный Урал новые формы инвентаря, включая оружие (мечи и кинжалы «переходных» и «раннесарматских» форм), украшения, зеркала различных типов, нек-рые образцы звериного стиля и т. п. С этим передвижением следует связывать появление на Южном Урале захоронений в подбоях с меридиональным расположением погребальной камеры и юж. ориентировкой погребенного, в могильных ямах с заплечиками. Инновации в погребальном обряде и в инвентаре продолжали развиваться на протяжении всего раннесарматского времени. Этот процесс стимулировался притоком в 4 в. до н. э. новых немногочисл. групп кочевников Вост. Туркестана, принесших обряд захоронения в катакомбах, где погребальная камера является продолжением входной ямы. Приход в Южном Зауралье кочевых родов из Вост. Туркестана имел своим следствием зарождение традиции центрич.-круговой планировки погребений под курганной насыпью, получившей свое развитие позднее на территории Юж. Приуралья и Ниж. Поволжья. Сев. соседями ранних кочевников Южного Зауралья на П. э. их истории были племена гороховской, иткульской и саргатской культур. В 5—4 вв. до н. э. иткульские металлурги были осн. поставщиками металла кочевым народам Южного Урала, одноврем. снабжали медью, ее сплавами и готовыми изделиями племена Прикамья, лесостепного Зауралья и Сев. Казахстана. В 5 в. до н. э. носители гороховской культуры активно осваивали земли воробьевских, баитовских и иткульских племен лесостепного Зауралья, в кон. 5 — нач. 4 вв. до н. э. занимали сев. заурал. лесостепь от восточного склона Урала до Ср. Тобола. Гороховское население, остановл. встречным движением саргатских племен, из сев. заурал. лесостепи вынуждено было передвинуться на З., в вост. предгорья Урала и его горно-лесные районы (терр. племен иткульской и гамаюнской культур). Часть племен, включив в свой состав отд. группы иткульского, гамаюнского и воробьевского населения, продолжила свой путь на З. и осела на правобережье среднего течения р. Белой, оттеснив (и частично ассимилировав) местные племена. Др. группа оказалась в Сев.-Вост. Башкирии. В Зауралье ареал гороховской культуры в кон. 5 — нач. 4 вв. до н. э. неск. сместился к Ю., захватывая северная часть юж. лесостепи, где до этого — в 7—5 вв. до н. э.— обитало лишь кочевое население. Продвижение гороховского населения на Ю. сопровождалось переходом нек-рых групп к кочевому скотоводству и включением их в состав номадов Южного Зауралья. В кон. 5 — нач. 4 вв. до н. э. Юж. Зауралье вследствие резко наступившей аридизации вступило в эпоху экон. кризиса, продолжавшегося до 2—3 вв. н. э. В этих условиях передвижение в юж. лесостепь гороховского населения привело к перенаселенности в Южном Зауралье, что предопределило передвижение части южнозаурал. кочевников и вошедших в их состав лесостепных заурал. племен. В нач. 4 в. до н. э. это передвижение было направлено гл. обр. на З. и Ю.-З., в степные районы Юж. Приуралья, к-рые в ландшафтно-климат. отношении соответствовали их традиционному х-ву и быту. Переселения продолжались на протяжении всего 4 в. до н. э. Новый массовый отток юж.-заурал. номадов в степи Юж. Приуралья произошел в последней четв. 4 в. до н. э. и был вызван не столько продолжавшей ухудшаться экол. обстановкой, сколько нестабильной полит. ситуацией на юж. границах их расселения, связ. со ср.-зиат. походом Александра Македонского и последовавшими за этим процессами. Эти события вызвали определ. миграции в кочевом мире и стимулировали активное проникновение южнозаурал., а вслед за этим и приурал. кочевых племен на З. На рубеже 4—3 вв. до н. э. юж.-заурал. мигранты ушли в степное Заволжье и в степную и лесостепную Приурал. Башкирию. В 3 в. до н. э. в восточной части степной Евразии, в т. ч. в урало-казахстанских степях, произошли определ. этнокульт. изменения, обусловл. передвижением кочевого населения Центр. Азии. В Юж. Зауралье с передвижениями племен из Центр. Азии и Саяно-Алтая в 3—2 вв. до н. э. можно связать ряд инноваций в материальной культуре, прежде всего в вооружении: появление кинжалов с прямым перекрестием без навершия, с кольцевым навершием, без металлич. перекрестия и навершия, новой конструкции лука (с концевыми костяными накладками), миниатюрных височных колец и серег в 1,5—2 оборота, бронз. литых миниатюрных котелков, прорезных колокольчиков, бронз. и жел. восьмерковидных пряжек с неподвижным боковым выступом или крючком, костяных поясных пряжек. Инноваций в погребальном обряде в этот период почти не прослеживается. Связано это, вероятно, не столько с малочисленностью в юж.-урал. степях погребений 3—2 вв. до н. э., сколько с тем, что сюда, очевидно, проникали группы, родств. ранее ушедшим на З. кочевникам. В 4—2 вв. до н. э. отток кочевников Южного Зауралья происходил не только на З., но и на Ю. Вторжение в Ср. Азию в кон. 4 в. до н. э. армии Александра Македонского вызвало энергичное сопротивление местного земледельч. населения, на стороне к-рого выступили кочевые племена. Среди тех, кто активно противостоял завоевателям, античные источники неоднократно называют номадов, обитавших за Сырдарьей. К ним на помощь пришли кочевники соседних сев. областей, в т. ч. сарматы. С этого времени начался активный процесс освоения кочевниками окраин земледельч. оазисов Ср. Азии. Здесь они вели традиционное кочевое х-во или переходили к полуоседлому или оседлому образу жизни. Процессу оседания на границах оазисов способствовали неблагоприятные климат. условия и относит. перенаселенность в степи, а также политика социальной верхушки кочевого об-ва, заинтерес. в обладании продуктами земледелия и ремесла, постоянном контроле за земледельч. населением оазисов. Среди племен, к-рые появились в это время близ земледельч. центров Ср. Азии, были номады Южного Зауралья. Особенно массовым это проникновение было во 2 в. до н. э. Толчком, вызвавшим движение кочевого населения Южного Зауралья в глубь Ср. Азии, стал приток новой волны кочевников с В., известных в кит. источниках под именем юэчжи. Пришедшие с В. юэчжи в сер.— 2-й пол. 2 в. до н. э. вытеснили, гл. обр. на Ю., племена Ниж. и Ср. Сырдарьи (в т. ч. номадов Южного Зауралья) с их зимних пастбищ. Немногочисл. оставшееся население Южного Зауралья было включено в состав пришлых народов и ассимилировано ими. Со 2-й пол. 2 в. до н. э. Юж. Зауралье стало местом летовок пришедших с В. кочевников, включивших в свой состав остатки местного населения, вошло в сферу влияния кочевых полит. образований Ср. Азии. В середине— 2-й пол. 2 в. до н. э. на смену прохоровской пришла культура, тесно связ. с кочевым миром Ср. Азии. В Приаралье и басс. Сырдарьи образовались гос-ва Кангюй и Янцай, включавшие в свой состав часть кочевников Южного Зауралья.