Пятидесятники


Пятидесятники (христиане веры евангельской), последователи одного из направлений позднего протестантизма. Появились в США в нач. 20 в. (основатели Р. П. Спеллинг, В. Бриант, Ч. Пархем, Д. Сеймур). Пятидесятничество отличается от др. направлений в протестантизме совокупностью догматич. и организационных признаков. Особое значение П. придают: крещению Св. Духом (исполнение заповеди о спасении верующего после его обращения к Богу и рождении свыше); абсолютизации роли и значения даров Св. Духа (харизмы), прежде всего глоссолалии — «разговора с Богом на ином языке», а также исцелению больных. Молитв. собр. П. носят, как правило, экстатичный характер. В Российской Империи П. появились, по разным данным, в 1907— 11 в Финляндском генерал-губернаторстве, затем в Выборге и Петербурге. В СССР это религ. направление получило распространение прежде всего на Украине, в Молдавии, в Крыму. П. изначально не имели единой церк. организации. В 1-й пол. 20 в. отеч. религиоведы выделяли ряд направлений (деноминаций): христиане евангельской веры — «воронаевцы» (духовный лидер в 1920-е гг.— И. Е. Воронаев); евангельские христиане в духе апостолов — «смородинцы» (духовный лидер Н. П. Смородин); христиане веры евангельской; евангельские христиане — П.-сионисты, евангельские христиане — святые сионисты, «мурашковцы» (духовный лидер И. П. Мурашко); субботствующие П.; П. церкви полн. Евангелия и др. Положение П. в СССР было достаточно сложным: после относительно свободного существования в нач. 1920-х гг. наступил период полит. репрессий по отношению к орг-циям П., духовным лидерам и активной части верующих в 1930-е гг. Частичное восстановление орг-ций П. произошло в 1945—47 благодаря созданию Всесоюз. совета евангельских христиан-баптистов, куда вошли и нек-рые общины П.: организационный и догматич. компромисс с баптистами (см. Баптизм) привел к появлению зарегистрир. и незарегистрир. орг-ций П. Последние действовали без соблюдения сов. законодательства о религ. культах, что давало властям формальный предлог для уголовного преследования их лидеров в 1960—80-х гг. (в частности, В. Ряховского, И. П. Федотова и др.). В нач. 1990-х гг. подавляющая часть общин П. легализовала свою религ. деят-сть и создала Рос. объедин. союз христиан веры евангельской — пятидесятников (РОСХВЕП). В окт. 1998 окончательно сформировалась его структура. В настоящее время союз объединяет ок. 1 тыс. религ. общин. Его предс. С. В. Ряховский (сын авторитетного духовного лидера В. Ряховского) неоднократно бывал в Чел. В 1995 создан Рос. союз христиан веры евангельской (РСХВЕ, предс. В. М. Мурза). Незарегистрир. общины П. образовали в 1994 Объедин. церковь христиан веры евангельской (ОЦХВЕ; ее центр находится в г. Малоярославце Калужской обл., духовный лидер Федотов). К 1999 орг-циями П. открыты 3 теологич. ин-та (Москва, Иркутск, г. Сортавала в Карелии) и 15 библ. школ; в 2002 разработана «Концепция социального служения», осн. направления к-рой активно реализуются в РФ, в т. ч. в Челябинской обл. На Южном Урале появление общин П. относится к 1940—50-м гг. Одним из крупных центров П. стал Чел. В Металлург. районе города к 1956 сформировалась община П., состоявшая из бывших переселенцев с Зап. Украины и трудармейцев (ок. 200 чел.; духовные лидеры И. Буллер, Г. Дик, В. Фризен, Э. Шеллинг, и П. Шмидт, в настоящее время П. Сысков). В 1961 рук-во подверглось адм. и уголовным санкциям, молитв. дом П. был снесен, но община своей деят-сти не прекратила. В 1960—80-е гг. молитв. собр. проводились на частных квартирах. С 1989 для богослужений арендуются помещения в ДК «Восток». В 1990-е гг. в Чел. появилось еще неск. общин П.: «Благодать» (А. Хафизов), «Луч надежды» (С. Величко). В 1994 зарегистрирована религ. орг-ция «Христианская миссия “Надежда”» (рук. А. Тюрин); в февр. 2000 — община «Слово Божие» (пастор еп. А. Пащенко — выпускник С.-Петерб. Рус. христианской гуманитарной академии, чл. координационного совета по взаимодействию с религ. объединениями при главе г. Чел.), в дек. 2000 — община «Церковь примирения» (духовный лидер В. Миллер). Др. духовным центром П. на Южном Урале стал Миасс, где ведут миссионерскую и активную внекультовую деят-сть 3 религ. организации. Всего на 1 янв. 2004 в УрФО действовало 111 религ. орг-ций П.; в Челябинской обл. зарегистрирована 21 религ. орг-ция, в т. ч. в Аргаяше, Аше, Златоусте, Карталах, Копейске, Коркино, Магни- тогорске, Озерске, пос. Роза, Троицке, Усть-Катаве, Чебаркуле. Нек-рые общины действуют в статусе религ. групп (без регистрации), из-за чего определить их числ. достаточно сложно. Ориентировочно числ. П. составляет от 10 тыс. до 15 тыс. чел. П. ведут разнообразную благотворит. деят-сть: регулярно осуществляют раздачу пищи и одежды нуждающимся и безнадзорным детям; оказывают им мед. и психол. помощь (по инициативе общины «Слово Божие» создан Чел. гор. благотворит. общест. фонд «Спасение», руководят к-рым С. Борцов, И. Резников); занимаются социальной реабилитацией наркоманов и алкоголиков и др. Несмотря на то что местные религ. организации П. прошли перерегистрацию в Мин-ве юстиции РФ (1998—99), последовательно выполняют требования федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», конструктивно взаимодействуют с регион.и муниципальными органами власти, нек-рые правосл. теологи (А. Дворкин и др.) продолжают в оценке общин П. использовать понятия «тоталитарная секта», «деструктивный культ» и т. п. На междунар. конф. в Екатеринбурге (дек. 2002) и Новосибирске (нояб. 2004) нек-рые общины П. также квалифицировались как «тоталитарные секты». Местные духовные лидеры общин П. считают такие понятия негативно-оценочными, способствующими разжиганию религ. розни и неприязни, что косвенно может способствовать проявлениям религ. экстремизма, в частности поджогу молитв. домов протестантов. Такой факт имел место в Чел. в канун Пасхи (1 мая) в 2005.