Революционный суд


Революционный суд, орган правосудия в 1917. Первыми декретами Советской власти предписывалось предавать суду контрреволюционеров, саботажников, спекулянтов и т. п. В обращении «К населению», опубл. газ. «Правда» 6 (19) нояб. 1917, глава Сов. прав-ва В. И. Ленин подчеркивал необходимость организации Р. с.: «Помните, что вы сами теперь управляете государством... Установите строжайший революционный порядок, беспощадно подавляйте попытки анархии со стороны пьяниц, хулиганов, контрреволюционных юнкеров, корниловцев и тому подобное... Арестовывайте и предавайте революционному суду народа всякого, кто посмеет вредить народному делу». В связи с тем что в первые месяцы существования Сов. гос-ва новое суд. законодательство еще не было принято, на местах, особенно в отдал. от центра губерниях, пути создания новой суд. системы определяли сами «революционные массы», к-рые «после 25 октября 1917 года вступили на верный путь и доказали жизненность революции, начав устраивать свои, рабочие и крестьянские, суды еще до всяких декретов о роспуске буржуазно-демократического судебного аппарата» (Ленин). В первые дни установления Советской власти Р. с. создавались на местах, в первую очередь в губерн. и уездных центрах, в т. ч. на Урале. До принятия первых общересп. законов о судах этот процесс шел гл. обр. под рук-вом местных Советов рабочих и солдатских деп. Согласно отчетам Наркомюста, «с мест почти ежедневно поступали в комиссариат извещения, что население не доверяет старым, буржуазным судам и не исполняет их решений, самовольно упраздняет мировые суды и на развалинах их строит суд народный». Суды создавались в различных формах и под разными назв. («суд общественной совести», «временный народный суд» и др.); в Уфимской и Оренбургской губерниях по инициативе местных Советов — рев. нар. суды, следственные комиссии (с функциями суда). В начале дек. 1917 «для борьбы со спекуляцией, пьянством, тайным винокурением и т. д.» был создан Р. с. в рабочем поселке Усть-Катавского вагоностроит. завода (Уфим. губ.). На его первом суд. заседании (10 дек.) рассмотрено 15 дел («все по изготовлению самогонки»); обвиняемые приговорены к штрафу (в 20—100 руб.), в случае неуплаты им грозило тюремное заключение сроком от 1 нед до месяца. Большевист. принцип неразделения законодат., исполнит., суд. власти проявлялся во вмешательстве местных органов власти в суд. практику. Там, где не были созданы нар. суды, суд. функции исполняли военно-революционные комитеты, отделы и комиссии Советов, губерн. и уездные комиссары юстиции, др. инстанции. В янв. 1918 товарищ (зам.) предс. Чел. ВРК Е. Л. Васенко в докладе гор. Совету «О многообразной деятельности ВРК» сообщал, что в нояб.— дек. 1917 комитету приходилось заниматься «и конфискацией золота, и реквизицией помещений, и регистрацией китайцев, и брачными делами». В Троицке после установления Советской власти суд. функции взял на себя Северный летучий отряд мичмана С. Д. Павлова, направл. на Урал Предс. СНК. Рук-во отряда самостоятельно квалифицировало преступность деяний, устанавливало меру ответственности и осуществляло «революционное правосудие». Приказ № 1 от 26 дек. 1917 гласил: «За производство самочинных обысков, конфискаций и реквизиций или учинение насилия над гражданами солдатами или матросами революционный отряд к виновным будет применять скорый и строгий суд вплоть до расстрела». Постепенный развал старой суд. системы (см. Суд), отсутствие общересп. суд. законодательства стимулировали появление на местах различных пост., правил и распоряжений, вносивших разнобой в отправление правосудия, а иногда прямо допускавших самосуд. Начало созданию единой системы суд. учреждений было положено, когда предс. прав-ва Ленин поручил зав. юрид. отделом ВЦИК, врем. зам. наркома юстиции П. И. Стучке подготовить проект Декрета о суде, предусматривавшего слом старой суд. системы. Проект, представл. к 10 (23) нояб., вызвал неоднозначную оценку парт. фракций ВЦИК. В частности, против него выступили лев. эсеры (см. Партия социалистов-революционеров), считавшие, что полн. слом суд. системы приведет к параличу судопроизводства и оставит граждан без суд. защиты от произвола как преступности, так и новой власти (в лице любых ее представителей). В связи с тем что принятие проекта во ВЦИК несколько раз откладывалось, СНК самостоятельно, минуя ВЦИК, 22 нояб. (7 дек.) принял Декрет о суде на своем заседании (при 2 голосах против): «Принимая во внимание, что проект введения революционного суда выработан еще несколько недель тому назад, подвергался многократным обсуждениям в СНК, в комиссиях и во фракциях ЦИК, причем сколько-нибудь значительные разногласия устранялись путем поправок и изменений... окончательное прохождение законопроекта через ЦИК тормозится случайными и побочными причинами... отсутствие революционного суда делает правительство беспомощным против преступлений контрреволюционных элементов... СНК имеет право в случаях неотложности принимать декреты самостоятельно и лишь затем вносить их в ВЦИК... видит себя вынужденным, не совершая по существу ни малейшего нарушения власти и прав ЦИК, принять на сегодняшнем заседании закон о революционном суде и немедленно ввести его в действие». Декретом упразднялись старые суд. ин-ты: Правительствующий сенат со всеми департ., окружной суд, суд. палаты, все воен. и мор., коммерч. суды («заменяя все эти установления судами, образованными на основании демократических выборов»); а также ин-ты суд. следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Декретом не упразднялись мировой суд и мир. судьи, их деят-сть приостанавливалась; постепенно они должны были быть заменены местными судами в составе постоянного судьи и 2 очередных заседателей. Прежние мир. судьи не лишались права избираться в местные суды, что объяснялось прежде всего тем, что среди них имелись лица, лояльно воспринявшие Сов. власть. Принцип коллегиальности в организации суда позволял использовать бывших мир. судей как специалистов-юристов, осуществляя контроль над их деят-стью со стороны др. чл. суда, нар. заседателей, представлявших интересы рабочих и крестьян. В первые месяцы диктатуры пролетариата мн. мир. судьи, в т. ч. и на Урале, были переизбраны Советами на должности местных нар. судей и добросовестно исполняли профес. обязанности. Декретом устанавливались: порядок образования нового суда («Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет,— уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Этими же Советами составляются списки заседателей и определяется очередь их явки на сессии»); круг лиц, допускаемых к работе «в роли обвинителей и защитников»,— «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами» (то же относилось и к должностям местного судьи, нар. заседателя); компетенция местного суда, на к-рый было возложено рассмотрение «всех гражданских дел ценой до 3000 рублей, а уголовных дел — если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 рублей» (на практике функции местных судов выходили за эти рамки); основания для принятия суд. решений и вынесения приговоров — декреты Советской власти, «революционная совесть» и «революционное правосознание судей». Последнее выступало регулятором общест. отношений (наравне с правовыми нормами) в случаях, не предусмотр. законодательством. Декрет разрешил судам руководствоваться и положениями дорев. законодательства «лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию» (что давало возможность судам своевременно реагировать на преступления и разрешать гражд. споры). Сов. судьи могли в определ. степ. использовать старое процессуальное право, т. к. новый процессуальный порядок декретом не был установлен. В соответствии с декретом суд. решения, вынес. на вышеуказ. основаниях, не подлежали пересмотру в апелляционном порядке, т. е. упразднялось обжалование суд. акта в более высокую инстанцию с целью его пересмотра (по существу, отменялись новое рассмотрение дела судом 2-й инстанции и вынесение нового приговора по делу). Устанавливался лишь кассационный порядок пересмотра приговоров местных судов: «По делам, по коим присуждено денежное взыскание свыше 100 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах — столичный съезд местных судей». Право помилования и восстановления в правах осужд. лиц принадлежало вышестоящей суд. инстанции, на местах — съездам и советам местных судей. Т. о., декретом была разрушена старая суд. система, положено начало созданию единой системы «социалистического правосудия». Вместе с тем в первом «пролетарском судебном законе» имелся ряд недоработок и упущений. Так, суды, образов. местными Советами, оказались в полн. зависимости от них: Советы вмешивались в деят-сть судов, диктуя решения по конкретным делам, пытались рассматривать жалобы на суд. решения и приговоры. Не были определены суд. инстанции для рассмотрения уголовных дел, по к-рым наказание могло превышать 2 года лишения свободы (т. о., наиб. опасные преступления могли оставаться безнаказанными). Не был решен вопрос о судах, правомочных рассматривать иски на сумму св. 3 тыс. руб. Декретом и подзаконными актами того времени не были установлены санкции, налагаемые за разные виды преступлений (местные органы определяли их самостоятельно). Кассационная инстанция, рассматривавшая жалобы на приговоры и решения местных судов, состояла из тех же лиц, на чьи действия и решения предъявлялись жалобы. Создавались реальные предпосылки для грубейших нарушений прав граждан местными нар. судами. Осужденные на срок менее 7 дней вообще были лишены возможности кассационного обжалования приговоров. Декрет не решал вопрос о высших суд. инстанциях, способных направлять и координировать в общегос. масштабе деят-сть суд. органов, обеспечивать единство толкования и применения законов. С публикацией декрета началась его реализация на местах. Чел. Совет рабочих и солдатских деп. (предс. Васенко) в середине дек. 1917 рассмотрел вопрос о создании Р. с. и ликвидации старых суд. учреждений в городе; решил «установить вначале суды, заменяющие мировой суд, а затем и революционный трибунал, который будет вести функции окружного суда, а также рассматривать дела контрреволюционного значения». 6 янв. 1918 в Чел. начали функционировать Р. с. (предс. Т. М. Орешкин) и следств. комиссия (И. А. Кольцов). Остро стоял вопрос о создании нар. судов в волостях, поселках и деревнях: сел. об-ва в своих наказах делегатам Челябинского уездного крест. съезда Советов требовали организации суд. власти. Общее собр. крестьян Окуневской вол. 11 янв. 1918 в своем наказе потребовало организовать для борьбы с преступностью Кр. крест. гвардию и новый общест. (нар.) суд, а для разрешения земельных и иных имуществ. споров — крест. суд. Чел. комиссар юстиции Б. А. Окулов в целях организации новой суд. системы разработал и опубликовал 25 янв. 1918 документ, в к-ром подчеркивалось, что «мировые судьи временно исполняют свои обязанности впредь до перевыборов на основе прямых демократических выборов»; оговаривалось, что прежние мир. судьи не лишались права выставлять свои кандидатуры не только в состав местных судов, но также и в революционные трибуналы. По установл. порядку заседания нар. судов должны были проводиться в составе «постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередности, списки очередных заседателей составляются Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Окулов значит. расширил границы подсудности Р. с. за счет дел, отнес, к компетенции рев. трибуналов: после 25 янв. 1918 такие дела из всех суд. участков должны были направляться в Чел. Р. с. Об интенсивности работы судей свидетельствуют итоговые показатели, привед. Орешкиным: за первые 3 мес в суд поступило 250 дел, в т. ч. «контрреволюционных — 20, о краже — 2, спекулятивных — 20, самогонных — 137, о буйстве в пьяном виде — 57, других дел — 1»; суд. решения вынесены по 97 делам (38,8%), в пр-ве оставалось 153 (61,2%). За 1 день суд. заседания рассматривалось, как правило, 1—2 дела. До начала Гражданской войны низшим звеном строившейся суд. системы в Чел. уезде оставались бывшие мировые судьи, утвержд. в должности местных нар. судей Советом рабочих, крест., арм. и каз. деп. (перед к-рым они периодически отчитывались). На заседании Челябинского Совета (26 апр. 1918) бывший предс. съезда мир. судей Судаков докладывал о преимуществах новых судов перед старыми, а также что «все декреты, изданные для организации новых судов, отвечают твердому правосознанию и местными судьями декреты приняты к исполнению»; были утверждены в должностях уездных нар. судей (бывших мировых) Беляков, Волянский, Ленс, Судаков; создан Совет местных судей в качестве кассационной инстанции для местных судов, определен порядок избрания его предс. («из своей среды») тайным голосованием. К весне 1918 усилиями уездных, волостных Советов и комиссариатов юстиции на Южном Урале начала складываться сов. суд. система; новый нар. суд начал функционировать не только в уездном центре, но и в волостях, станицах, поселках и деревнях.