Рок-Музыка


Рок-музыка , музыкальное направление. Появилось в сер. 1950-х гг. в рамках молодежной контркультуры. В Челябинской обл. Р.-м. начала зарождаться в 1970-х гг. Первонач. чел. муз. коллективы подражали англ. и амер. рок-группам, копировали их хиты; выступали на танцплощадках, в кафе и ресторанах. Мн. вокально-инструм. ансамбли, созданные в этот период, вскоре прекратили существование, не оказав значит. влияния на развитие муз. движения. Исключение составили ВИА «Ариэль», джаз-рок-группа «Сплав». Расцвет Р.-м. произошел в 1980-е гг. Наибольшее число рок-групп действовало в ЧПИ, где практически на каждом факультете был создан свой коллектив; организованы рок-группы в ЧГПИ и ЧГМИ. Нек-рые коллективы стали исполнять собств. произв. В числе пионеров «авторского» рока группы: «Арт», «Паноптикум» (ЧПИ), созданная неск. позднее группа «Откровение» (ЧелГУ). Они принимали участие в работе первых рок-лабораторий (ДК «Монолит»), создании Чел. рок-клуба (1986—89), к-рый возглавили К. Уваров и И. Степанов, шоумен группы «Откровение» и редактор самиздатовского рок-журнала «СЭЛФ» (первонач. «О. к.» — «Опорный край»). Наиб. заметные группы кон. 1980-х гг.: «Тролль» (его лидер А. Кацев был организатором почти всех акций рок-клуба); «Скорая помощь» (позднее «Небо-Небо», лидер Э. Гримберг); «Резиновый дедушка» (первонач. «Конструкция», затем «Блудный сын»; Ю. А. Богатенков); Новый Художественный ансамбль (Л. И. Бутовский); «Черные брызги» (позднее «Брызги», Д. Данилов); «Откровение» (И. Каюмов). В числе самобытных коллективов: «Давайте», «Диспансер», «Молодые ученые», «Сад камней», «Собака скэт бэнд», а также не участвовавшие в работе рок-клуба «Арт», «Паноптикум», «Другая жизнь» (Н. Н. Якимов), «Водопады им. Кикабидзе» (С. Лукашин) и др. К 1990 мн. коллективы распались; нек-рые изменили назв., стали существовать в новом качестве (поп-группы и др.). Группа «Арт» получила назв. «Томас Гавк» (позднее «Томас», лидер А. Самойленко); группа «Паноптикум» была преобразована в камерный оркестр «Ничево!» (Ю. Е. Князев, Д. И. Локтионов). Этими коллективами были записаны магнитоальбомы в Москве (после проведения фестиваля «Мечел-90»). Состоялся фестиваль «Европа + Азия». После закрытия рок-клуба (предс. Ю. М. Казаченко) его деят-сть до 1992 осуществлял тесно сотрудничавший с ним ранее клуб филофонистов (В. Суханов). В кон. 1980-х гг. были сделаны студийные записи мн. рок-групп (реж. В. Котрачев). В 1990-х гг. предпринимались попытки возрождения рок-клуба; были созданы клубы: «Минотавр» (Каюмов), «Сизая черепаха» (Г. Ананасов), «Веселый Роджер». Каюмовым и Степановым организовывались шоу-программы. Проявили себя мн. самобытные группы: «Детский Мир» (кантри-фолк), «Градский прииск» (кантри-рок), «Эпицентр» и «Лишипай» (хэнд-эндхэви), «Система» (хэви-металл), возрожд. «Другая жизнь» (лидер И. Баланов, тяжелый блюз), «Сегодня утром» (Ананасов), «Томас» (софт-рок), «Дозо» (тяжелый ритм-энд-блюз), «Галыгинская гать» и «Центр тяжести» (хэви-металл), «F-патрон» (хардкор), «Пятая власть», «Wheels», «In cash» (первонач. «Маргарита Валуа»), «Мажорная ностальгия» (первая бэндовая группа, использовавшая духовые инструменты; рук. Е. Курбатов), «Австралийцы», «Киты», «Квазимода», «La Gorda», «Fire Tower», «Gott mit Uns», «Савелий», «Роли-Поли» (В. А. Каримов); исполнители: Локтионов, Пупкин Падлюка Подлейший (псевд. Князева) и др. В 1-й пол. 1990-х гг. созданы 2 студии звукозаписи — «U-sound» (звукорежиссер С. Спиридонов) и «Ost-records» (первонач. «Арт» и «Ариэль»; О. Стерхов). К нач. 2000-х гг. в связи с коммерциализацией деят-сти учреждений культуры, сменой муз. пристрастий аудитории в Чел. были закрыты постоянно действующие рок-клубы («Африка», «Минотавр», «Молотой»); концерты проводились лишь в нек-рых клубах и ДК (к нач. 2003 лишь клубы «Такси-блюз» и «Светлое прошлое» предоставляли свои площадки рок- и блюз-музыкантам). Перестал проводиться фестиваль «Арт-старт»; центр фестивального движения сместился в Магнитогорск, где ежегодно организовывался фестиваль «Арт-платформа». Прекратили работу группы: «F-патрон», «Тишина» (трип-хоп), «Изолента-бэнд» (фолк-рок), «Киты» (софт-рок), «Амбер» (хард-рок), «Диспансер» (металл). В то же время появились новые чел. коллективы: «The Crabs» (первонач. панк, затем трип-поп-рок), «Kolbasahead» (инди-рок), «Индиго-Дива» (прогрессив-рок), «Креатив» (рок). Новый Художеств. ансамбль участвовал в фестивалях в Москве, С.-Петербурге, Раквере (Эстония), Лондоне; состоялись выступления коллектива в Зап. Европе, были выпущены новые компакт-диски. В 2002 чел. группа «Центр Тяжести» (фри-металл) участвовала (единств. из рос. коллективов) в крупнейшем европ. фестивале тяжелой музыки Wacken Open Air. В теч. нек-рого времени выходили специализир. радио- и телепередачи: «Ток-сейшн» (О. Баскаков, С. Белов), «Mix» (В. Омутов), «Муха» (Баскаков). Ряд чел. музыкантов (В. Кудрин, Е. Поляков, Самойленко) создали интернет-портал, на к-ром размещается информ. о деят-сти муз. коллективов региона, в т. ч. рок-групп; презентация сайта состоялась на концерте в клубе «Underground Garage» (20 дек. 2002). Нек-рые группы гастролировали в др. городах («Ананасов и К°», «Индиго-Дива», «Томас»), мн. инструменталисты и вокалисты стали выступать в составе моск. муз. групп («Аракс», «Арсенал», «Звери», «Н.А.Т.О.», «Ума Турман», «Юта» и др.). Отд. коллективы уехали в Москву, С.-Петербург, за границу: «Галыгинская гать», «Еда ничё», «Пустые хлопоты», «Тишина», «Фангорн», «Фронт», «Disable», «Grayscale», «Le Sabotage» (Челябинск); «Больные летчики» (Златоуст); «Экстаз» (Бакал). Осенью 2004 в Чел. открылся рок-клуб «Скала» (М. Скоморох, А. Файрузов); на концертных площадках стали проводиться концерты с участием рос. и заруб. групп. В 2005 в Чел. созданы новые концертные площадки («Trotil Inc.», «Джетро-клуб», «Живой Четверг», «Точка Сборки»). Организуются концерты в барах и клубах («Светлое прошлое», «Совершенно секретно», «Такси-блюз», «Underground Garage»). Открылось неск. муз. салонов, предлагающих совр. инструменты. По мнению чел. музыкантов, рок вновь стал востреб., рок-концерты — окупаемыми; пользуются популярностью сольные концерты местных исполнителей. В июне 2005 в Чел. вышла первая на Южном Урале муз. газ. «Chelmusic», к-рая распространяется бесплатно в городах области, в июле — газ. «МузБлокнот» (ЧелГУ); увидел свет журнал для музыкантов «До-мажор». Гор. газеты освещают события местной муз. культуры. Стали выходить новые радио- и телепередачи о местных коллективах («Будильник», «Время 1-11», «Новый Формат»). Наиб. успешной из чел. рок-групп является «Томас», отметившая, как и группа «Другая жизнь», свое 10-летие. Продолжают творч. деят-сть коллективы «Друзья брата жениха» (блюз-рок), «Город Ч» (ритм-энд-блюз); после длит. перерыва возобновили работу группы «Резиновый дедушка», «Inferno». Муз. коллективы проявляют все больший интерес к таким совр. направлениям, как альтернатива, ню-металл, амер. панк [«К-7» (альтернатива, фанк), «Princess Never-a-Smile» (первонач. «No COM.ment») и «Цэ.Пэ.» (первонач. «Crazy Project», альтернатива), «Modula-2» (ню-металл), «Щщи Проще» (скейт-панк), «Kambodge» (альтернатива, emo-death), «Да для Всех» и «-ZYX» (панк), «Dead Moroz» (гранж, ню-панк), «Не прислоняться!» (поп- и ска-панк)]. Развиваются новые для Чел. жанры: фанк, трип-хоп («БиБэп», «Встреча рыбы»), дэд-металл («Дворец дождей»). Традиционных стилей придерживаются группы «Rimshot» и «Screenshot» (поп-рок), «Гибрид» (софт-рок), «Сальвадор» (арт-рок), «Монарх», «Креатив» и «В папоротнике» (рок). Лидером в направлении «металл и хард-рок» является группа «Система». Появляются новые коллективы: «Погост» (блэк-металл), «Steels» (хэви-металл), «Conspiracy» (металл), «Реинкарнация» (хард-энд-хэви), «Ареал» (пауэр-эндхэви) и др. Открытие культ.-досугового комплекса Кировка, ресторанов и кафе, где звучит живая музыка, создает предпосылки для деят-сти уличных музыкантов и представителей клубов «Странствующее Озеро» (блюз), «Экспедиция Особого Настроения» (рок, реггей). Р.-м. развивается и в др. городах области. Муз. коллективы проводят концерты в Чел., гастролируют по стране, записывают альбомы. Так, группа «Естественный Zarap» (реггей) из Озерска стала участником Всероссийского фестиваля «Нашествие-2005». В Магнитогорске созданы группы: «Бен Ганн» (поп-трэш), «ПопКорн» (панк, альтернатива), «Прицелы» и «Milk House» (альтернатива), «Токе» (панк); продолжает работу известный коллектив «Mad V» (трэш-металл). В Миассе организованы группы: «Другое завтра» (альтернатива), «Пунш» (фолк, альтернатива); в Снежинске — «Инди» (софт-фанк); в Чебаркуле — «Esquire» (блюз-рок, фанк); в Златоусте — «Вето» (рок); в Коркино — «Версия X» (хард-рок). Появились новые студии звукозаписи: «New Топе» (Локтионов), «Playground» (Д. Дудченко), В Верхнеуральске с 1998 проводится фестиваль памяти Р. П. Лисаченко.