Дурановский Владимир Иосифович


Дурановский Владимир Иосифович [24.06(6.07).1913, г. Казалинск Сырдарьинской обл., ныне Кзыл-Ординской обл., Республика Казахстан — 2.06.1993, Челябинск], инженер-конструктор. Получив неполн. ср. образование, занимался самообразованием, достиг квалификации инженера. С 1932 на ЧТЗ: конструктор, с 1938 нач. бюро новых конструкций, с 1940 зам. нач. тракторного отдела, нач. отдела испытаний танков. В 1944—46 нач. тракторного бюро отдела гл. конструктора Липецкого тракторного завода. С 1946 вновь на ЧТЗ: нач. бюро нового проектирования, с 1950 зам. гл. конструктора и нач. бюро нового проектирования отдела гл. конструктора ЧТЗ. В 1958—64 гл. конструктор по тракторостроению на Брянском автомоб. заводе. В 1964—88 в Чел. филиале НАТИ: нач. отдела типажа, нач. отдела — гл. конструктор по пром. тракторам, нач. отдела типажа и перспективного развития, зав. тракторным отделом филиала. Под рук-вом Д. накануне Великой Отечественной войны осуществлялись работы по созданию трансп. трактора (арт. тягача) С-2, пр-во к-рого было освоено на ЧТЗ. В 1946 Д. совм. с С. А. Быбиным изучал иностр. самоходную гусеничную технику, поступавшую на чел. заводы в качестве лома. Руководил созданием семейства унифицир. машин. Проект, представл. Д. совм. с М. Ф. Балжи, был поддержан министром трансп. машиностроения В. А. Малышевым. Семейство включало с.-х. трактор С-64 (объект 710); пром. трактор С-140 (объект 711), поставл. на серийное пр-во в 1958; принятый на вооружение арт. тягач АТ-С (объект 712), пр-во к-рого в 1952 было освоено на ЧТЗ, в 1955 — на Курганском машиностр. заводе. Д. руководил созданием в 1959 в Брянске на базе Т-140 (С-140) трактора Д-804 для трубоукладчика грузоподъемностью 35 т, способного поднимать трубы диаметром 1020 мм, а также созданием в 1964 там же трактора Т-180. Учениками Д. стали конструкторы Р. Г. Духовный, Ю. П. Саматов (см. Саматовы).