Гарин-Михайловский Николай Георгиевич


Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8.02.1852, Санкт-Петербург — 27.11.1906, там же), инженер-изыскатель, писатель, публицист. Из дворянской семьи. Учился в Ришельевской гимназии в Одессе (1863—71), затем на юрид. ф-те Петерб. ун-та; завершил образование в Ин-те инженеров путей сообщения (1878; со званием «гражданского инженера путей сообщения с правом производства строительных работ»). Принимал участие в сооружении крупнейших шоссейных (в районе Бургаса, Болгария), Бендеро-Галицкой и Батумской ж. д. За образцовое выполнение работ в Болгарии был награжден орд. Станислава 3-й степ. Работал в Казанской, Вятской, Костромской, Волынской губ. Один из участников проектирования и стр-ва жел. дорог. С 1886 на Урале, на Самаро-Златоуст. участке Транссибирской магистрали; на перегоне Кропачево — Златоуст принимал непосредств. участие в стр-ве запроектир. им тоннеля. Вместе с Г.-М. в Уфе, затем в Усть-Катавском заводе жила его семья. В этот период Г.-М. совмещал решение сложных инж.- техн. задач [для подготовки проектных мат-лов участка Уфа — Златоуст (320 км) изыскат. партии, одну из к-рых возглавлял Г.-М., произвели съемку более 5000 сложных поперечных профилей] с лит. работой (кон. 1880-х гг.). Часто рабочие впечатления становились сюжетами произв., как в очерке «Вариант» (1888, опубл. в 1910), посв. стр-ву запроектир. им тоннеля на перевале Сулея. В Усть-Катаве написан очерк «Несколько лет в деревне» (опубл. в 1892), в к-ром отразилось увлечение идеями народничества. На урал. мат-ле осн. повесть о жизни горнозаводских рабочих «Лешее болото», рассказы «Бабушка», «Бродяжка». В день прибытия первого поезда в Златоуст (8 сент. 1890) Г.-М. выступил на торжеств. собр. с речью, подчеркнув, что «строители работали не за страх, а за совесть». Правительств. комиссия особо отметила, что Уфа-Златоуст. дорога «является одной из дорог, представляющих большой научный, строительный интерес, и может быть признанной одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами». За участие в стр-ве в должности нач. участка Г.-М. был награжден орд. Св. Анны. В нач. 1890-х гг. творчество Г.-М. приобрело широкую известность. Оставив службу, он на непродолжит. время уехал в свое имение Гундоровку (Самарская губ.), где завершил начатые на Урале очерки, работал над повестью «Детство Темы» (опубл. в 1892). Позднее вел изыскания на ж.-д. участке Чел.— Курган — Омск. В 1891—92 жил в Чел., в кам. доме у моста через р. Миасс, где размещалось Управление Зап.-Сиб. ж. д. Проводил камеральную обработку поисковых мат-лов. Одноврем. продолжал публицистич. деят-сть; его статьи публиковались в «Железнодорожном деле», «Волжском вестнике», «Новом времени», «Русской жизни» и др. изд. под псевд.: Н. Гарин, Практик, Инженер-практик, Михайловский 2-й. Во всех очерках, заметках, путевых зарисовках Г.-М. пропагандировал идею стр-ва узкоколейных дорог, давал рекомендации по максимально экономичным способам его ведения, показывая реальные картины стройки. Так, в ст. «Несколько слов о Сибирской железной дороге» (ж. «Русское богатство», 1892) рассказано о трудностях изысканий на участке Уфа-Златоуст. ж. д., во время к-рых «8 процентов изыскателей навсегда сошли со сцены, главным образом от нервного расстройства и самоубийства. Эго процент войны». В статье воссозданы картины быта и нравов русских, башкир, татар. Г.-М. авт. книг («Гимназисты», 1893; «Студенты», 1895; «Инженеры», опубл. в 1907), представивших, по оценке М. Горького, «целую эпопею русской жизни». Впечатления от многочисл. путешествий вошли в путевые очерки «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» (1899), «Вокруг света» (1902), сб. «Корейские сказки» (1899). В нач. 1900-х гг. Г.-М. сотрудничал в изд-ве Горького «Знание». На Урале Г.-М. познакомился с И. И. Годлевским, П. В. Балашовым, Н. М. Зобниным (см. Зобнины), позднее составившими ядро «Уральского рабочего союза», публицистами А. Саниным и П. Масловым — сотрудниками первой нелегальной марксистской газ. Поволжья «Самарский вестник» (ее издание Г.-М. поддерживал материально). С его участием выходили ж. «Новое дело», затем легальные марксистские газ. «Начало» и «Жизнь». Позднее Г.-М. входил в ред. ж. «Вестник жизни», сотрудничал с В. Д. Бонч-Бруевичем, В. В. Воровским, А. В. Луначарским. В апр. 1904, после завершения изысканий на трассе Юж.-Крымской электрич. дороги, в качестве воен. корр. Моск. газ. «Новости дня» Г.-М. выехал на Д. Восток, где пробыл 1,5 года. Воен. впечатления укрепили его социал-демократич. убеждения. По возвращении в Петербург Г.-М. сотрудничал в большевист. ж. «Вестник жизни». Находился под негласным надзором полиции с 1896 до внезапной смерти (от паралича сердца) во время заседания ред. совета журнала. В окт. 1972 на здании ж.-д. вокзала ст. Чел. установлена мемориальная доска с барельефом Г.-М. (скульптор М. Я. Харламов).