Сейфуллина Лидия Николаевна


Сейфуллина Лидия Николаевна [22.03(3.04).1889, с. Варламово Троицкого уезда Оренбургской губ.— 25.04.1954, Москва], писательница, драматург, актриса, общественный деятель, член СП СССР (1934). Дочь правосл. священника Н. Е. Сейфуллина. Училась в Оренб. епархиальном уч-ще, Омской гимназии; окончила Высшие пед. курсы в Москве (1920). Под псевд. Нелидова выступала в любит. спектаклях в Оренбурге, Орске, на сценах профес. театров в Вильне, Владикавказе, Ташкенте (1909—11). Работала учительницей школ в морд. и урал. деревнях, в Орской земской управе, затем в Оренбурге. Чл. партии социалистов-революционеров. В Чел. с 1918. Первый роман С.— «На заре юности» (неоконч.). Знание актерского быта, среды нашло отражение в повести С. «Актрискина смерть» (1916, повесть уничтожена автором). С. публиковала статьи («Как приохотить к искусству», «О детском театре» и др.) в газ. «Советская правда» под псевд.: Библиотекарь, Л. С., Л. Н., Л. В 1919—21 актриса Летнего театра, располож. в саду отдыха (остров на р. Миасс, Чел.). Совм. с В. П. Правдухиным создала в Чел. один из первых в стране театров для детей, где ею были поставлены спектакли: «Егоркина жизнь» (по пьесе С. и Правдухина; исполнила роль матери Егорки), «Мальчик-с-пальчик» (роль Мальчика), «Плюшкин», «Шемякин суд». В 1919—20 зав. гор. публичной библиотекой-читальней (ныне ЧОУНБ), в 1920—21 работник наробраза в Чел. В 1921 С. приказом Наркомпроса была переведена на работу в Новониколаевск (ныне Новосибирск), сотрудничала в Сибиздате. Одна из организаторов ж. «Сибирские огни», где были напечатаны ее повести «Четыре главы», «Перегной», «Правонарушители» (1922). В основу последней легли события, происходившие в детской колонии на оз. Тургояк, в к-рой работали С. и Правдухин. Повесть была включена в шк. программу, книга разослана в школы Сибири и Урала. С 1923 С. жила в Москве, до нач. 1930-х гг. работала в ж. «30 дней», в годы Великой Отечественной войны — в газете, на радио. С. совм. с Правдухиным написаны пьесы: «Виринея» (1925; по мотивам одноим. повести С.) и «Черный яр» (1931). Среди др. произв. С.: сценарий кинофильма «Крытый фургон» (1920-е гг.), серия публицистич. очерков, в к-рой нашли отражение впечатления от поездок в Турцию (1924), по странам Европы (1927); «Мужицкий сказ о Ленине» (1924), «Каин-кабак» (1926), «Линюхина Степанида» (1926), «Налет» (1927), «Собственность» (1933), «Таня» (1934), «Певец» (1939), «На своей земле» (1946), пьесы «Наташа» (1937) и «Сын» (1947; впервые опубл. в 1959). Пьеса «Виринея» вошла в репертуар мн. театров: Гос. академич. студии им. Е. Вахтангова (ныне театр им. Е. Вахтангова), Театра пролет. актера (Ленинград; 1925), Ленингр. академич. театра драмы (1926), Чел. (1925, 1928), Екатеринб., Донбасского (1926—27) театров драмы, Пражского нац. театра (1927), Парижского театра «Одеон» (1928) и др. В кон. 1930-х гг. С. выступала в защиту А. Ахматовой, М. Зощенко, произв. к-рых подверглись критике в печати. Награждена орденом Трудового Красного Знамени. Похоронена на Введенском кладбище в Москве. На киностудии «Ленфильм» по пьесе «Виринея» снят фильм (1968, реж. В. Фетин), в к-ром роль Виринеи исполнила Л. Чурсина. Опера «Виринея» (комп. С. Слонимский, либр. С. Ценина) была поставлена Муз. театром им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко (Москва), Малым театром оперы и балета (Ленинград). Во 2-й пол. 1980-х гг. создана телеопера по мотивам «Мужицкого сказа о Ленине» (комп. К. Волков), поставл. в Берлине и Дессау (Германия).