Аэроклубы


Аэроклубы, общест. организации, объединяющие лиц для занятий авиатехн. спортом. На территории Челябинской обл. до Великой Отечественной войны существовало 2 А.— в Чел. и Магнитогорске, входивших в систему Осоавиахима [см. Российская оборонная, спортивно-техническая организация — РОСТО (ДОСААФ)]. В кон. нояб. 1936 был организован летно-планерный клуб в Златоусте, иногда называвшийся А., но не имевший самолетов и парашютных вышек. В 1936—37 были учреждены филиалы чел. А. в Копейске и в Кочкаре, открыта планерная станция в Троицке. Деят-сть А. была направлена на подготовку резерва кадров для ВВС, что в условиях приближавшейся войны имело стратегич. значение. При А. действовали школы пилотов, готовились планеристы, парашютисты, радисты, мотористы. Срок обучения в А. составлял 6 мес. Курсанты изучали спец. дисциплины, осваивали оружие, занимались физ., строевой и полит. подготовкой; принимали активное участие в сборе средств на нужды возд. флота, в подготовке и организации празднования Дня авиации. В День авиации (18 авг.) на аэродромах Чел. и Магнитогорска собирались десятки тысяч человек. В рамках агитационно-массовых меропр. проводились лекции о достижениях сов. авиации, показат. полеты и прыжки с парашютом. (См. также Авиация агитационная.) С 1934 на аэродроме в Чел. проходили ежегодные обл. слеты авиамоделистов. В 1936 в области была проведена кампания в поддержку лозунга «В нашей стране должно быть 150 тысяч пилотов», сопровождавшаяся массовым вступлением молодежи в А.; были созданы кружок планеристов и школа парашютистов в Копейске; для их занятий сооружен уч. аэродром в районе оз. Курлады (близ Дударевской рощи). По сообщению газ. «Копейский рабочий» (8 авг. 1938), 1800 чел. совершили прыжки с парашютной вышки, обучение прошли 23 парашютиста и 26 планеристов. Всего в Копейске за предвоен. годы было подготовлено ок. 100 планеристов и св. 70 парашютистов. К авг. 1938 на территории области работали 4 парашютные вышки (в Чел., Каслях, Кургане, Сатке); велось стр-во еще 10 (в Златоусте, Копейске, Миньяре, Троицке и др.). К 1940 у чел. и магнитогорского А. появились скоростные тренировочные самолеты УТ-1 и УТ-2, позволившие улучшить качество подготовки авиац. кадров. Всего в предвоен. годы А. Чел. и Магнитогорска, по сведениям В. Н. Майсака, подготовили св. 1 тыс. пилотов, св. 500 тыс. планеристов и 2 тыс. парашютистов; за годы Великой Отечественной войны, по данным М. Н. Потёмкиной,— 476 пилотов, перевед. на учебу в воен. авиац. школы. Мн. курсанты клубов участвовали в Вел. Отеч. войне как профес. авиаторы. После войны, в связи с усложнением авиац. техники, кол-во занимавшихся в А. сократилось. А., где была организована подготовка летчиков-спортсменов и переподготовка летчиков запаса, оставались базовыми площадками развития парашютного, авиамодельного, ракетомодельного и дельтапланерного спорта. Обучение в А. прошли мн. будущие специалисты авиации и космонавтики.

Челябинский аэроклуб был открыт в 1933, до 1937 носил имя К. В. Рындина. Располагал собств. самолетом, совершавшим полеты с агитационнопропагандистскими целями в насел. пункты Южного Урала. В результате агитполетов только в 1934 были собраны деньги в Копейске на постройку 3 самолетов, в Каменске — 2, в Сафакулево — 1 самолета. В День авиации 1934 при чел. А. открылся кружок парашютистов. Первые в Чел. 4 прыжка с парашютом совершили Абрамычев и Дзенов (11 и 13 сент. 1934). Чел. клуб, располагавший неск. самолетами АН-2, спец. вышками и опытными инструкторами, осуществлял подготовку парашютистов (без отрыва от пр-ва). В 1935 делетация Чел. обл. приняла участие в 1-м слете парашютистов в подмосковном г. Тушине. 6 апр. 1935 чел. инструктор-парашютист М. Забелин установил мировой рекорд затяжного прыжка ночью: прыгнув с выс. 4500 м, раскрыл парашют на выс. 900 м. В сентябре 1935 чел. клуб (летчики Непорожнев и Пешков) в составе 10 лучших А. страны принял участие во Всесоюз. перелете легкомоторной авиации по маршруту Москва — Урал — Украина — Москва. Участвовавшие в перелете 22 легкомоторных самолета и самолет «Сталь-3» с представителями прессы осуществили посадки в Чел. и Магнитогорске (4 сент.). Среди выпускников чел. А. были дважды Герой Советского Союза К. А. Евстигнеев; Герои Советского Союза И. Г. Газизуллин, В. Д. Луценко, И. С. Старченков.

Магнитогорский аэроклуб был создан в мае 1933 на базе 2 планерных кружков (при обогатит. ф-ке ММК и гор. Промучебе). Первонач. располагал планером, с дек. 1933 — самолетом Р-1. В 1934 Осоавиахим обеспечил клуб новой техникой (5 самолетов) и оборудованием. Были сооружены парашютные вышки на стадионе «Строитель Востока» и в летнем Парке металлургов (обе демонтированы в 1950-е гг.). Для практич. занятий использовалось поле (в 1,5 км от пос. Дзержинского). Организовывались летние уч. лагеря для курсантов. В 1950—60-е гг. были обновлены самолетный парк, парашютное оснащение. В 1984 магнитогорская команда (О. Власова, Т. Гумеров, В. Литвинов, В. Сазонов, В. Сомов) заняла 1-е место в первенстве Урал. зоны и 3-е — в первенстве РСФСР. В 1993 Власова и А. Мельников стали чемпионами РФ. МУ «Авиационно-технический спортивный клуб “Магнитогорский авиационный учебный центр”» (МАУЦ) имеет в распоряжении 10 самолетов, планеры, вертолеты. К 2005 им подготовлено 7 мастеров спорта международного класса, 136 мастеров спорта. В магнитогорском клубе обучались: дважды Герой Советского Союза И. Ф. Павлов; Герои Советского Союза И. Ф. Бибишев, Г. Т. Васев, Л. В.Дёма, И. П. Кузенов, М. Р. Константинов, П. Ф. Надеждин, Н. Н. Самусев, А. Ф. Чернышов, а также летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза П. Р. Попович.