Агитпоезда, агитационные поезда, форма массовой агитационно-пропагандистской и просветит. работы с использованием подвижного ж.-д. состава, получившая развитие в период установления и укрепления Советской власти. Положение об агитпароходах и А., разработ. при участии В. И. Ленина, было утверждено в янв. 1919. Координацию их деят-сти осуществлял спец. Отдел агитпарпоездов (агитационных пароходов и поездов), подчинявшийся ВЦИК; А. условно именовались «ВЦИК на колесах». В 1919—21 в стране действовало 5 таких поездов. Состав их бригад был строго регламентирован и включал политбюро (во главе с комиссаром), представителей ЦК РКП(б), наркоматов, ВЦСПС, агитационно-лекторской коллегии, бюро жалоб (во главе с представителем РКП) и др. В работе А. принимали участие гос., сов.-парт. деятели: М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Г. И. Петровский, Н. А. Семашко и др. На А. имелись книжные склады, киноустановки, типографии и магазины. В 1919— 20 такие поезда побывали на Южном Урале.
«Агитпоезд имени тов. В. И. Ленина» (политкомиссар Л. И. Рузер) совершил рейс по Юж. Уралу в нояб.— начале дек. 1919 с целью изучения положения в регионе (после окончания Гражданской войны) и проверки работы местных сов. учреждений. Поезд сделал остановки в Миассе, Чел., Копейске и Кургане. На местах представители наркоматов и ведомств проверяли деят-сть орг-ций и учреждений своего профиля, составляя спец. анкеты, в к-рых указывались отмеч. недостатки и возможные пути их устранения. Так, по результатам анализа состояния финанс. дел в Миассе (19—20 нояб.) уполномоченные с А. сделали заключение, что местный финотдел «производит благоприятное впечатление стройностью и налаженностью аппарата, хотя и не совпадающего с характером большинства отделов» (работники отдела исключали «необходимость банка и казначейства»). В Чел. было отмечено, что финотдел, первонач. существовавший в виде кассы при ревкоме и выдел. в самостоят. в окт. 1919, оказался «далек от схемы, указанной положением о финотделах»; в городе отсутствуют компетентные кадры; рекомендовано командировать в Чел. специалистов из центра. Подобным образом была проанализирована работа орг-ций, подведомств. Наркомзему, Собесу, Наркомтруда, НК кооперации и др. (представители к-рых находились в составе А.). Отвечая на острые вопросы, возникавшие в ходе совместных заседаний работников местных сов., парт. органов с прибывшими на А. представителями, последние отстаивали официальную парт. позицию. Так, выступление деятеля местного профес. союза (к-рый, поприветствовав прибывших от имени 5 тыс. рабочих, указал на тяжелые условия жизни трудящихся в связи с прод. кризисом и предложил повысить тарифные ставки, «дать право самоснабжения рабочим, так как продорганы не обеспечивают их необходимым продовольствием») Рузер оценил как нежелание действовать в соответствии с политикой военного коммунизма, подчеркнув, что сторонники самостоят. закупок «подрубают сук, на котором держится Советская власть». Ленин, ознакомившись с докладными записками Рузера («Главнейшие выводы и конкретные задачи, вытекающие из работы поезда имени тов. Ленина на Южном Урале и в Сибири», «О работе литературно-инструкторских поездов ВЦИК»), дал неск. распоряжений. Так, после указания Рузера на то, что воен. ведомство загружает поезда на 50—60%, в то время как составы с важными грузами гражд. назначения (в частности, с продовольствием) простаивают сутками на станциях из-за загруженности железной дороги, Пост. Совета Обороны от 12 марта 1920 было запрещено движение по 7 жел. дорогам экстр. поездов, не загруж. до предельной нормы. На основании мат-лов, собранных бригадой агитпоезда им. Ленина, были приняты решения о реэвакуации оборудования Самаро-Златоустовской железной дороги, о доставке в Чел. угольный басс. 20 экскаваторов из Туркестана для увеличения объемов открытой разработки угольных копей и др., что свидетельствует об эффективности деят-сти первого на Южном Урале А. «Октябрьская революция» — А., состоявший из 10 красочно расписанных вагонов. С апр. 1919 по март 1921 совершил 12 рейсов. В нояб. 1920 по решению ВЦИК был направлен на Урал и в Сибирь для оказания помощи местным Советам в проведении прод. кампании. Осенью 1920 курсировал по Самаро-Златоуст. ж. д. Целью агитационной работы бригады являлось разъяснение крестьянам и рабочим сущности и задач диктатуры пролетариата, власти Советов, хоз. стр-ва, продразвёрстки, повинностей и пр. Возглавлял А. предс. ВЦИК Калинин; в составе бригады были М. Ф. Владимирский, Крупская, Луначарский, М. С. Ольминский, Петровский, Семашко и др. По прибытии А. в Златоуст (17 нояб. 1920) был проведен митинг, в к-ром приняло участие ок. 2 тыс. чел. Железнодорожники взяли на себя сверхплановые обязательства по ремонту 1 паровоза (к-рые своевременно выполнили). На митинге, провед. бригадой А. на заводе им. Ленина, присутствовало ок. 7 тыс. чел. В Златоусте было обследовано 8 сов. учреждений, проведено 2 совещания. Вечером состоялось заседание с участием партийных и советских работников Златоуста, провел его Калинин. Было организовано 4 киносеанса (для детей — в спец. оборуд. вагоне поезда, для взрослых — вечером на открытом воздухе), к-рые посетили 5500 чел.; демонстрировались фильмы «Мозг Советской России» (о Ленине), «День коммунистической молодежи», «Мощи Тихона Задонского». Бригадой А. была выпущена газ. «К победе», посв. пребыванию в Златоусте; продано 5 тыс. книг (на сумму 34 218 руб.). В Чел. агитпоезд прибыл 18 нояб. 1920. В теч. 2 дней пребывания в городе бригадой была изучена работа 13 учреждений, в т. ч. губерн. прод. к-та, губсобеса, нар. суда. Калинин и неск. чл. бригады 19 нояб. посетили (с 12 до 15 ч) Копейск, где провели 2 митинга с участием шахтеров. Всего в Чел. и Копейске было организовано 7 митингов (25 тыс. участников), 10 киносеансов (10 650 зрителей); продано книжной продукции на сумму св. 50 тыс. руб.; распространено 10 тыс. газет и плакатов. 20 нояб. 1920 А. прибыл в Курган. Летом 1921 совершил поездку в Екатеринбург. Рук-во А., получив информ. о произошедшем в Кыштыме пожаре, в результате к-рого без крова осталось св. 4 тыс. чел., приняло решение оказать помощь кыштымцам; 26 июня поезд выехал в Кыштым. Калинин попутно посетил (на автомобиле) Каслинский завод, где по поводу его прибытия состоялся митинг, «всероссийскому старосте» (Калинину) были подарены работы местных мастеров литья из чугуна. В Кыштыме инструкторы А. выяснили, какая помощь оказывается пострадавшим от пожара; вечером провели совещание с участием чл. местного исполкома. 26 июня поезд отбыл в Екатеринбург. На заседании Кыштымского исполкома (7 июля 1921) Калинин, в память о его пребывании в Кыштыме, был избран почет. предс. К-та помощи погорельцам. С укреплением на местах Советской власти и большевист. парт. органов использование поездов в пропагандистских и просветит. целях утратило первонач. значение. Во 2-й пол. 20 в. идея применения ж.-д. транспорта как мобильного средства массовой агитации возрождалась в периоды усиления идеологич. работы (А. ЦК ВЛКСМ), предвыборных кампаний («Голосуй или проиграешь»).