Алпамыша


Алпамыша (у узбеков — Алпамыш, у казахов — Алпамыс, у татар — Алпамша), герой-богатырь, центр. персонаж одноим. эпоса тюркоязычных народов. Упоминается в памятниках письменности енисейских тюрков (5—8 вв.). По мнению В. М. Жирмунского, наиб. ранней версией произв. об А. является кыпчакская, с к-рой связано ок. 30 башк. вариантов, в т. ч. «Алпамыша и Барсынхылу», впервые записанная в нач. 20 в. А. Г. Бессоновым в форме сказки у башкир Оренб. губ. Завязка и сюжет традиционны для героич. и сказочного эпоса: чудо-ребенок ростом в полтора аршина, родившийся в семье престарелых родителей, растет не по дням, а по часам; завоевывает славу батыра — искусного борца, удачливого охотника и меткого стрелка. Сказочно неуязвимый А. наделен благородством, мужеством, красотой и физ. силой. При помощи шелковой веревки в 60 обхватов батыр усмиряет могучего коня, к-рый становится ему верным помощником и другом. Доказав в богатырских состязаниях свое право на невесту, А. женится на Барсынхылу. Отстаивая интересы семьи и рода, А. бьется 3 дня и 3 ночи с бесчисл. ратью врагов. Одержав победу, погружается в богатырский сон на 3 (по др. версиям, на 6, 7) сут. Воспользовавшись этим, враги сковывают его по рукам и ногам 10-пуд булатными цепями и бросают на 40 (по другой версии, 7) лет в зиндан (яму), откуда А. выбирается, уцепившись за хвост коня. Появившись на свадьбе своей жены с соперником-самозванцем, он вновь вступает в героич. борьбу за власть, родной дом, семью. А. восстанавливает в родном краю мир и справедливость. В ходе фольк. эксп. 1960— 90-х гг. на территории Челябинской обл. выявлены исполнители местных вариантов эпоса, в т. ч. произв. об А.: Ш. Магасумов, Я. Хамзин, М. Шаимова и др.