Белоключёвка


Белоключёвка, археологические памятники. Расположены близ пос. Белоключевка Троицкого района. Белоключевка 3, могильник. Находится в 2,8 км к западу от поселка, на левом берегу р. Уй (выс. над урезом воды 60 м). Впервые упомянут И. А. Кастанье, обследован К. В. Сальниковым, зафиксировавшим 19 разного рода конструкций (1950), и Д. В. Нелиным (1995). Площадка памятника покрыта степной растительностью. Зафиксированы 3 кургана. Центр. курган (первонач. диаметр ок. 33 м, выс. 2,6 м) имел кам., слож. из скальных обломков и речных валунов насыпь, к-рая в 1950—60-е гг. была разобрана крестьянами окрестных деревень на строит. мат-лы, в результате чего сохранились лишь отд. ее участки в виде разомкнутого кольца. Снаружи насыпи — остатки рва (шир. 2,5 м, глуб. до 0,5 м). Др. 2 кургана имеют кам.-земляные насыпи (диаметр 10 м, выс. 0,3—0,6 м). Памятник датирован ранним железным веком.

 

Белоключевка-7, курган. Расположен в 1,8 км к западу от пос. Белоключевка, у края обрывистого склона правого берега р. Уй. Открыт и исследован археол. эксп. ЧГПУ под рук-вом В. П. Костюкова (1995). До раскопок представлял собой земляную насыпь (диаметр ок. 8 м). Под юж. полой насыпи найдена гранитная стела (выс. 1,35 м). В центре площадки под курганом — 2 могильные ямы, ориентир. по меридиану. В зап. могиле — парное захоронение женщины и младенца (в возрасте 1 года), в вост.— индивид. захоронение молодого мужчины. Умершие погребены по обряду трупоположения в скорч. позах (мужчина на лев. боку, женщина на животе лицом вниз), головой на Ю. Сопроводит. инвентарь ограничен лепными сосудами, медным кольцом при муж. скелете и обломком медного пластинчатого украшения — при жен. Могила с парным погребением перекрыта массивной глыбой брекчии. Над муж. захоронением из 6 гранитных блоков различной величины выложена плоскостная композиция, к-рая может быть интерпретирована как схематич. изображение человека или модель 4-колесной повозки. Курган датирован заключит. периодом эпохи бронзы (нач. 1 тыс. до н. э.). В результате исслед. памятника получены важные сведения о культ. связях и верованиях населения Южного Зауралья в эпоху формирования кочевничества.