Белорецкий горный округ


Белорецкий горный округ, территориально-пром. комплекс, один из урал. горных округов. Располагался в Верхнеуральском уезде Оренб. губ. Сформировался в результате раздела горнозаводских владений Твердышевых и И. С. Мясникова между наследниками. Основу Б. г. о. составил Белорецкий завод, построенный в верх. течении р. Белой и пущ. в эксплуатацию в 1767. В 1783 завод перешел во владение дочери Мясникова (в замужестве Пашковой). В 1803 севернее Белорецкого завода Пашковыми был построен вспомогат. Тирлянский молотовый завод. Оба завода образовали горнозаводское х-во площадью 179 тыс. дес (1859). На территории Б. г. о. находились богатые залежи полезных ископаемых (в т. ч. г. Магнитной). В кон. 1850-х гг. в Б. г. о. было произведено 352 тыс. пуд чугуна и 192 тыс. пуд железа. На заводах округа работали 4,9 тыс. крепостных мастеровых; пр-во базировалось на технике мануфактурного уровня. С 1824 на владельцах округа числился долг казне в сумме 141 тыс. руб. Рост задолженности привел к учреждению конкурсного управления Б. г. о. (1866). В 1874 Б. г. о. (в 1860-70-е гг. собственность бр. Пашковых) был продан торг. дому «Вогау и К°», создавшему на его основе «Акционерное общество чугуноплавильных и железоделательных заводов Пашковых», в состав учредителей к-рого вошел В. С. Пашков. Фамилия прежних владельцев в назв. компании была оставлена в рекламных целях. В 1882 в состав Белорецкого об-ва (к 1896 осн. капитал 3,5 млн руб.) вошли купл. торг. домом Кагинский и Узянский з-ды. На рубеже 19—20 вв. в объедин. Белорецком х-ве действовали 24 паровые машины, 2 мартеновские печи; было увеличено пудлинговое пр-во. Число рабочих округа превысило 28 тыс. чел.; пр-во чугуна увеличилось до 2 млн пуд, железа и стали — до 1,4 млн пуд. В годы экон. кризиса (нач. 20 в.) было сокращено пр-во сварочного железа; усилена специализация по пр-ву стали, кровельного железа, проволоки, что дало возможность предпр. округа работать с прибылью. В 1911—13 в Б. г. о. была построена подъездная ж. д., соединившая Белорецкий завод с Самаро-Златоуст. ж. д. (см. Белорецкая железная дорога) В 1913 осн. капитал Белорецкого об-ва был увеличен до 7 млн руб. В годы 1-й мировой войны в Б. г. о. был построен проволочно-гвоздильный завод, увеличено доменное пр-во; с целью перехода на коксовую металлургию были куплены кам.-уг. месторожд. в Челябинском уезде. Длит. тяжба между Белорецким об-вом и Оренбургским казачьим войском за право владения г. Магнитной завершилась в пользу Б. г. о. В 1916 была начата постройка железной дороги к г. Магнитной, возле к-рой проектировалось стр-во нового завода (производительностью 15 млн пуд чугуна). В 1916 осн. капитал Белорецкого об-ва составлял 12,2 млн руб. Торг. дом «Вогау и К°», в составе к-рого были нем. капиталы, в результате нажима рос. прав-ва вынужден был продать свои акции Петерб. междунар. банку, ставшему владельцем Б. г. о. и включившему его в объединение металлург. и механич. заводов «Коломна — Сормово». В дек. 1917 Петерб. междунар. банк приобрел у кн. К. Э. Белосельского-Белозерского (см. Белосельские-Белозерские) Катавские и Юрюзанский заводы (см. Катав-Ивановский горный округ), к-рые планировалось объединить с Б. г. о. в единое х-во и оформить крупнейшее акц. об-во. В 1918 заводы Б. г. о. были национализированы.