Белорецкая железная дорога


Белорецкая железная дорога (БЖД), узкоколейный рельсовый путь, связавший Запрудовку (Катав-Ивановский горный округ) с Тирлянским и Белорецким заводами (Белорецкий горный округ). БЖД не входила в систему МПС, являясь ж.-д. цехом Белорецкого металлургического завода. Инициатором стр-ва БЖД выступила нем. фирма «Вогау и К°», владевшая в нач. 20 в. предпр. Белорецкого округа; проект разработан нем. специалистами. В кон. 1909 началась расчистка от леса 30-м полосы протяженностью 110 км в районе хр. Зигальга. Весной 1912 на строительство прибыли квалифицир. рабочие из Германии, там же были заказаны паровоз и вагоны. Первый поезд преодолел 110-км путь и прибыл на ст. Тирлян 6 авг. 1912. В кон. 1913 было завершено стр-во дороги от Тирляна до Белорецкого завода (35 км), в Белорецкий завод прибыл первый поезд. В 1914 по ВЖД было перевезено 216 тыс. пуд грузов: уголь, лес, металл, нефтепродукты. Для перевозки пассажиров к товарным составам прицеплялся пас. вагон. В 1939 был пущен пас. поезд, к-рый курсировал от Запрудовки до Белорецкого завода и обратно раз в сутки. В Запрудовке, ставшей узловой станцией, был построен пас. вокзал. В 1960 к Белорецкому заводу была подведена широкая колея магистрали Магнитогорск — Уфа. Движение по узкоколейке грузовых составов было прекращено 1 нояб. 1967, пас. поездов — 6 сент. 1968. Утратив экон. значение, БЖД была демонтирована.