Челябинское авиапредприятие, предприятие по авиац. перевозкам, ОАО. Осуществляет коммерч. и техн. обслуживание возд. судов гражд. авиации, перевозку пассажиров и багажа на внутр. и междунар. линиях, содержание аэродрома в пос. Баландино (базируется с 15 дек. 1953). История предпр. началась 15 авг. 1930, когда был выполнен пас. рейс на самолете Ю-13 по маршруту Свердловск — Чел.— Магнитогорск. В кон. 1940-х гг. Ч. а. состояло из 2 подразделений: аэропорта Шагол и 208-го авиаотряда спец. применения (располагал 1 самолетом АН-2 и неск. ПО-2 различной модификации). Производились трансп., сан., почтовые и с.-х. полеты в пределах Челябинской обл. Годом образования Чел. аэропорта считается 1938 (для междунар. полетов открыт 5 июля 1994). В 1954 в Чел. вошел в строй аэровокзал. Аэропорт принимал и обслуживал самолеты АН-2, ИЛ-12, ИЛ-14, ЛИ-2, П0-2, ЯК-12. В 1962 введена в строй взлетно-посадочная полоса, соответствующая требованиям приема новых типов самолетов. Через год в Чел. произвел посадку первый реактивный самолет ТУ-104. В нач. 1963 проведена реорганизация 208-го авиаотряда (на его базе создан Чел. объедин. авиаотряд Урал. управления гражд. возд. флота). По объемам перевозок Ч. а. относилось к ср. авиапредприятиям и обслуживало в осн. жит. области (выполнялись пас. рейсы в 35 пунктов СССР). В 1994 предпр. присвоен статус ОАО «Ч. а.». Переход на рыночные отношения в экономике страны привел к длит. стагнации пр-ва (продолжалась до 2000). В этот период невостребованность имеющихся ресурсов гражд. авиации создала конкуренцию между авиапредприятиями, что привело к убыточности отрасли в целом. В тяжелом положении оказалось и Ч. а. Его рук-вом в 1995 разработана концепция деят-сти в условиях рынка. В рамках программы реализованы первые на Южном Урале междунар. чартерные рейсы в Объедин. Арабские Эмираты, Сирию, Турцию; создан крупный холдинг (существовал до 2004), в к-рый входили 2 авиакомпании — Ч. а. и «Энкор» (ООО),— аэропортовый комплекс Ч. а., а также ЗАО «Топливо-заправочная компания», «Грузовой комплекс», «Челябинская акционерная страховая компания», ООО «Агентство “НЭК”». Была определена стратегия развития на ближайшие годы; решались вопросы переподготовки летного состава, переоборудования возд. судов для выполнения полетов на междунар. линиях (5 июля 1997 осуществлен первый междунар. рейс Чел.— Ганновер). Построена новая взлетно-посадочная полоса, создан грузовой комплекс, обеспечивающий обработку междунар. грузов. К 2004 положение на Ч. а. стабилизировалось. Вырос пассажирооборот (по объему пас. перевозок предпр. заняло 2-е место в УрФО, его доля — 20%; см. табл.). В составе комплекса Чел. аэровокзала функционировали терминал «Баландино» (введен в эксплуатацию в 1999), залы вылета и прибытия. Взлетная полоса 1-й категории (дл. 3200 м, шир. 60 м), оборудована совр. системами навигации, позволяет принимать различные типы возд. судов. Чел. имеет регулярные авиац. сообщения со мн. городами России и стран СНГ — республик Кавказа и Ср. Азии, в т. ч. с гг. Абакан, Баку, Братск, Душанбе, Ереван, Краснодар, Красноярск, Москва, Надым, Нижневартовск, Новосибирск, Норильск, Петропавловск- Камчатский, Ростов-на-Дону, Ташкент, Хабаровск. Осуществляются чартерные рейсы в Турцию, в гг. Бангкок (Таиланд), Римини (Италия), Хургада (Египет) и др. На предпр. проводится комплекс меропр., позволяющих исключить возможность несанкционир. вмешательства в деят-сть структур гражд. авиации. В 2006 обновлена спецтехника, приобретены совр. досмотровое оборудование, перронная автотехника, проведен ремонт аэродромных сооружений. В 2007 началась поэтапная реализация масштабной инвестиционной «Программы реконструкции аэропорта до 2010 года». В аэропорту «Челябинск» завершен 1-й этап рем. работ (2008): проведена рек-ция «зон регистрации» с увеличением числа стоек открытого типа; механизированы все процессы обработки багажа (контейнерный вариант упаковки) в соответствии с междунар. стандартами; аппаратура визуально-звуковой системы оповещения заменена на совр. жидкокристаллич. мониторы. В Ч. а. работает св. 750 чел. (2008). Предпр. последовательно возглавляли: И. И. Халимонов, И. М. Погарелов, Н. К. Андриевский, И. М. Осипов, А. Ф. Чернышов, Н. А. Ковбот (1970—83), Г. П. Осинцев (до 1995), С. В. Яшин (1996—2004). С 2004 рук. Ч. а.— С. В. Солнцев.