Челябинский художественно-производственный комбинат (ЧХПК) Художественного фонда РФ. Основано в 1936 как обл. кооп. т-во «Художник»; в 1951 — 53 Чел. производств.-творч. кооп. т-во художников, в 1953—58 Чел. отделение Художеств. фонда (ЧОХФ) СССР, в 1958—74 Чел. отделение Художеств. фонда РСФСР, в 1974—80 Чел. художеств.-производств. мастерские (ЧХПМ) Художеств. фонда РСФСР, в 1980—95 ЧХПК Художеств. фонда РСФСР; с 1996 ЧХПК Художеств. фонда РФ. Предшественником кооп. товарищества в Чел. был филиал свердловского кооператива «Уралхудожник» (работу оргбюро по созданию Челябинские отделения Союза сов. художников возглавляли А. Н. Самохвалов и Н. А. Русаков), реорг. в 1934 в обл. кооператив «Художник» (предс. правления А. А. Кузьмин). В 1935 предс. кооператива был избран А. М. Сосновский. Обл. т-во «Художник» было учреждено художниками для выполнения профес. задач: изыскания производств. площадей, получения заказов, создания произв. иск-ва, организации выставок и реализации художеств. работ. Чел. т-во «Художник» (отделение Художеств. фонда, ЧХПМ) избирало свое правление и его предс.; подчинялось, с одной стороны, центр. организации «Всекохудожник» (Москва), к-рая определяла штатное расписание, фонды заработной платы и мат-лов, контролировала расход средств; с др.— местным структурам [первонач.— оргкомитету по созданию Челябинские отделения СХ, после создания чел. Союза сов. художников — его правлению (см. Союз художников России)]. Первонач. в кооперативе действовали живописный, декоративно-оформит. и зеркально-вывесочный цехи. В составе товарищества было 15 чл. СХ и 38 чел., не состоявших в СХ (20 художников, архитектор, 2 искусствоведа, 2 чертежника, 10 шрифтовиков, фотограф, зеркальщик, счетный работник); вступление в кооператив происходило через отборочный конкурс. Художеств. совет (5—7 чл. СХ), состав к-рого ежегодно утверждался правлением Челябинские отделения СХ, рассматривал и утверждал эскизы и работы, выполн. на заказ, по договорам, нарядам и пр., образцы для тиражирования массовой продукции; осуществлял проверку готовых изделий, оценку произв. (по категориям); консультировал художников; выдавал заключения по тематич. планам, по переводу скульпт. произв. в твердый мат-л; рекомендовал определ. художников для выполнения работ по заказам. В совет избирали наиб. авторитетных художников. Кооператив занимался художеств. оформлением помещений и выставок, полит. кампаний, праздников и др. массовых меропр.; выполнял шрифтовые работы, подготовку книг к изданию; изготавливал художеств. игрушки. Участвовал в организации выставки «Урало-Кузбасс в живописи» (1936); выполнял крупный местный заказ — проект и изготовление оборудования для обл. выставки плод.-ягод. культур (рук. художеств.-проектного бюро В. Н. Челинцова; проект предусматривал стр-во спец. здания, размещение сменных экспозиций ведущих сов. художников, монумент. скульптуры и др.). В 1936—38 «Художник» испытывал серьезные финанс. трудности; в 1938 производств. план был выполнен на 56%, имелись рекламации на продукцию. На выставках «20 лет Ленинскому комсомолу», «15 лет без Ленина по Ленинскому пути» и др. не было продано ни одной работы. Отсутствовало финансирование на приобретение оборудования и спец. лит-ры, заключение контрактов с художниками, проведение выставок и др.; отмечался высокий уровень текучести кадров. Несмотря на трудности, коллектив расширял выставочную деят-сть, стремился к повышению качества декоративно-оформит. работ. Оформление кабинета по технике безопасности для Верхнеуфалейского никелевого комбината получило высокую оценку правительств. комиссии и Свердловского ин-та по охране труда (1939). К 1940 в постоянный творч. актив товарищества входили художники и искусствоведы: Л. П. Клевенский, Л. М. Крыжановский, И. А. Мочалов, Русаков, Самохвалов, Сосновский, Челинцова, П. Г. Юдаков. В период Великой Отечественной войны ушли на фронт чл. товарищества, практиканты и худ.: Г. Абдрашитов, И. В. Бесчастнов, В. В. Войцеховский, С. Н. Гаевский, В. С. Зайков, С. Б. Качальский, Н. И. Кондратьев, Н. В. Корнилов (предс. кооператива), П. К. Лазарев, М. А. Литвинов, М. И. Меньшиков, Сосновский, И. З. Таушканов, М. И. Ткачёв, В. М. Яковлев, В. А. Яранцев и др. Состав товарищества пополнили эвакуир. художники; ок. 3 лет предс. был художник-график М. М. Иоффе (из Латвийской ССР). Чл. кооператива выполняли срочные заказы обл. администрации, выпускали «Окна ТАСС», участвовали в конкурсах политического плаката, оформляли альбомы-рапорты о вкладе южноуральцев в победу над врагом, а также оформит. работы на предпр. Средства, заработ. «Художником», перечислялись в Москву; часть их возвращалась в Чел. (распоряжение финансами осуществлялось через уполномоченных «Всекохудожника» с участием чл. правления кооператива). А. И. Полицинский, А. П. Сабуров, Ткачев, Юдаков участвовали в общерос. съездах кооператоров (1946, 1949, 1950). Чл. товарищества (отделения Художеств. фонда) направлялись через «Всекохудожник» на обучение, повышение квалификации и отдых (в Краснодарский край, Вологодскую обл.). Златоуст. отделение обл. т-ва «Художник», созданное в дек. 1945, возглавлял (до 1956) А. И. Шатров. Среди первых его чл. были худ.: В. К. Аблин, Н. Борисов, С. И. Клюнков, В. П. Ковригин, М. С. Котов, А. П. Кузнецов, С. И. Минин, Н. П. Ненастин, Сосновский, Б. С. Худяков, Б. Н. Шибаков, П. П. Якушев. Художники товарищества работали в одной мастерской (по ул. Ленина); готовили оформление для гор. праздничных меропр., выполняли оформит. и монумент.-декоративные работы; участвовали в гор. художеств. выставках (первонач. проводились в музее). В 1948 в краеведческом музее прошла 1-я гор. отчетная выставка товарищества, на к-рой были представлены живописные и графич. работы. В кон. 1950-х гг. появились ранние работы Ю. П. Азеева, О. Ф. Геппа, Худякова, портреты М. Н. Сапрыкиной, первые эскизы памятников скульпторов В. П. Жарикова (см. Жариковы) и Б. П. Волкова, мозаичные панно Г. А. Солошенко. После реорганизации (1953) обл. кооп. товарищества в ЧОХФ СССР (затем РСФСР) его рук. получил статус дир. (назначался рук-вом Художеств. фонда по рекомендации правления Челябинской организации СХ); появилась должность гл. художника, к-рый стал осн. координатором художеств. деят-сти предпр. Повысились качество продукции, финанс. и производств. дисциплина. Укрепилась материальная база, расширилась зона распространения продукции. Выделение ЧОХФ нового 3-этажного здания в Чел. (1962) позволило усовершенствовать технолог. процесс, особенно скульпт. работ. В кон. 1940-х — 1950-х гг. ЧОХФ мн. сделало для эстетизации гор. среды Златоуста, Магнитогорска, Миасса, Чел., Южноуральска и др.; оформления ДК в Аргаяше, Красносельском, Троицке и др. Первыми были установлены монумент. работы: Меньшикова — пам. П. П. Бажову (1954, Копейск); А. С. Гилёва, С. П. Манаенкова — пам. М. В. Гузакову (1955, Аша); В. А. Кузьмина — пам. И. М. Захарову (1957, Касли); Бесчастнова, Кондратьева — декоративная скульптура «Фонтан» (Челябинск, 1958); Л. Н. Головницкого — «Орлёнок» (Челябинск, 1959), пам. В. И. Ленину (на пл. Рев-ции в Чел., 1959; совм. с В. С. Зайковым; см. Ленину В. И. памятники); Е. И. Макарова — Цвиллингу С. М. памятник (Челябинск, 1964). В насел. пунктах области (Аша, Верхнеуральск, Златоуст. Карталы, Троицк, сс. Бородиновка, Миасское) и за ее пределами (Башк. АССР, Казахская ССР; Моск., Пермская обл. и др.) устанавливались скульпт. работы В. А. Авакяна, В. П. Бокарева, Волкова, Головницкого, Э. Э. Головницкой, Жарикова, Зайкова, Б. А. Маганова, Макарова, С. Я. Савочкина (см. Савочкины), А. П. Суленёва, П. Я. Фоминых. Художники сотрудничали с арх. Е. В. Александровым, А. Н. Аристовым, В. Я. Гофратом, Ю. А. Казаковым, М. П. Мочаловой, Б. В. Петровым, Н. Н. Семейкиным, М. Г. Семёновым, И. В. Талалаем, В. Н. Фитковским, С. Л. Черкашиным, В. П. Чертовиковым и др. Перевод скульпт. произв. в долговечные мат-лы осуществляли рабочие-форматоры: Н. А. Замятин, В. И. Комельков, С. И. Кузнецов, С. Г. Нагуманов, Ю. К. Рыбалкин, К. В. Серебряков, Г. П. Скоропад, В. В. Сумин, М. Н. Туровский, Н. М. Чванов, А. Н. Чугреев и др. В кон. 1960-х гг. из-за роста объема работ и требований к качеству стало работать 2 художеств. совета — большой (курировал качество живописных, скульпт., графич., керамич. произв. и др.) и малый (декоративно-оформит. работы, наглядная агитация). В 1976, 1978 художеств.-экспертные советы по скульптуре Художеств. фонда СХ РСФСР и СХ СССР отметили высокий профес. уровень, разнообразие творч. манер и творч. активность скульпторов и керамистов ЧОХФ. Успехи в области монументальной живописи были связаны с деят-стью Р. И. Габриэляна, С. Б. Канальского, В. П. Мещерякова, В. А. Неясова, А. М. Смирнова, Н. Ф. Сурина (см. Сурины), Ткачева и др. В 1970— 80-е гг. худ. Л. Н. Костиной, З. Н. Латфулиным, В. Г. Мишиным, В. П. Сорокиным, К. В. Фокиным, Черкашиным и др. были выполнены росписи мн. общест. интерьеров и фасадов. Худ. А. Ю. Данилов, Ю. И. Данилов, Л. П. Лютикова, Л. Н. Надеждин, Н. А. Ситников, В. Г. Шаповалов и др. участвовали в комплексных проектах обл. и респ. уровней (пром. выставки, интерьеры общест. зданий и др.). С реорганизацией ЧОХФ в ЧХПК объем выпускаемой продукции составлял св. 1 млн руб.; нарабатывался опыт синтеза архитектуры и монумент. живописи. Выросла роль и ужесточились требования большого и малого художеств. советов. В их составе работали: Авакян, Александров, Бесчастнов, В. В. Бубнов, Головницкий, Ю. В. Егаков, Зайков, И. А. Кучма, Латфулин, Лютикова, Маганов, А. Г. Мельников, В. П. Меркулов, Мещеряков, Мишин, О. М. Решетников, Ситников, Смирнов, Ткачев, Н. Я. Третьяков, И. А. Устюжанинов, Фитковский, Фокин, Черкашин, Шаповалов, Ю. Г. Шубин и др.; в Магнитогорске — А. Ф. Аверин, В. И. Захаров, Б. А. Кузьмин, И. К. Логвиненко, Ю. Н. Петухов, Ф. Г. Разин; в Златоусте — Н. И. Гарус, Жариков, В. И. Зозуля, Р. А. Сафин и др. В постсов. период произошло разделение на самостоят. организации СХ и мастерские — Златоуст., Магнитогорские и Чел. Художники столкнулись со сложностями работы в условиях жесткой конкуренции. В нач. 2000-х гг. наметились положит. тенденции: вырос объем заказов, закрепились производств. площади, появились новые кадры из выпускников столичных и урал. учебных заведений. В Чел. помимо осн. здания пр-во объединяет 62 индивид. творч. мастерские (площадью 2000 м2); действует Выставочный зал, имеется полиграф, база. Мастерские участвовали в крупных проектах: в художеств. оформлении зданий обл. филармонии, краеведч. музея, католич. и правосл. церквей в Чел. и др. городах. Обл. орг-цию последовательно возглавляли: Сосновский, Корнилов, Клевенский, Н. Ф. Гущин, Иоффе, Юдаков, Полицинский, К. И. Шульга, И. А. Аристов, М. А. Чернецкий, Е. Г. Мурашев, А. Н. Мариманов, А. И. Шабрин, Ф. М. Строконь, М. Н. Куликов, О. П. Ишуков, В. Н. Никитин, Е. А. Кумин, Г. А. Бродягин, Б. А. Ядрышников, Г. Н. Лепский, М. Ф. Совкунов, Т. В. Крупская, Н. В. Аксенова (1993—95, 1996—2002), В. В. Малецкий (2002—03), Е. А. Варгот (1995—96, с 2003). Уполномоч. представители «Всекохудожника» (последовательно): Сабуров, Юдаков, А. Е. Тарасов, Яранцев, М. И. Цепелев (см. Цепелевы), Кондратьев, Качальский; гл. художники: Цепелев, В. В. Войцеховский, В. Ф. Подгорнов, А. В. Гилёв, Н. В. Щербак, Шаповалов, Ю. И. Данилов, Н. В. Ощепков, Варгот. (См. также: Графика; Живопись; Наглядная агитация.)