«ЧТЗ-Фильм», киностудия. Создана в 1971 на базе детской фотокиностудии ДК ЧТЗ (осн. Ю. К. Гороховым в 1964) по инициативе секр. парткома ЧТЗ Л. С. Кудрявцева. Два любит. фильма детской фотокиностудии в 1966 получили серебряные мед. Всесоюз. кинофестиваля любит. фильмов в Москве. Самые известные ее выпускники — фотохудожники А. Щербаков и Ю. И. Ермолин, лауреат Государственной премии РФ кинодраматург В. Д. Петров. Руководил киностудией кинооператор, ветеран войны, разведчик добровольч. танк. бригады А. А. Соколов, сценаристом выступал писатель и журналист, хорошо знающий завод и его историю, Е. Г. Ховив. Уже первые работы этого творч. дуэта привлекли внимание заводчан: кинозарисовка «Та заводская проходная» о семье Героя Социалистического Труда газосварщика И. П. Князькина; «Сказка Соловьиного бора» — о заводской здравнице на оз. Увильды; «Конец улицы Солевой» — о стр-ве новых микрорайонов на месте старого жилого массива 1930-х гг.; «Поэт с тракторного» — о М. Д. Львове; выпуски хроники, посв. рек-ции ЧТЗ 1960—70-х гг. Гл. делом студии стало создание заводской кинолетописи — серии короткометражных фильмов. Она начиналась фильмом «Урок истории» (1973) о стр-ве и становлении ЧТЗ, его вкладе в победу в Вел. Отеч. войне. Фильм «Тракторы идут к океану» (1974), снятый группой в составе Соколова, конструкторов Л. Дергачева и М. Попова, рассказал о работе пром. тракторов ЧТЗ на месторожд. драгоценных металлов в условиях Крайнего Севера. Фильм «Путешествие с “Самоцветами”» посв. участникам заводской самодеятельности; «Один день и вся жизнь» — судьбе старейшего тракторостроителя М. А. Храпко, к-рый собирал первые опытный и эксперимент. тракторы, был первым нач. сборочного конвейера и 1 июня 1933 (в день пуска ЧТЗ) вел на торжеств. митинг колонну из первых 13 тракторов. Меньше чем за 5 лет студия выпустила 15 фильмов. Они демонстрировались на Чел. телевидении, в клубе завода, в ДК ЧТЗ, были отмечены наградами на обл. кинофестивалях. В кон. 1975 студия фактически прекратила свое существование, выпустив последний фильм «Встретимся в Берлине» (о судьбе участника антифашистского движения А. Хёсслера). Съемки его велись в Чел. и Германии. Монтаж и озвучивание фильма сценарист и реж. Ховив заканчивал на Свердловской киностудии (Соколова к тому времени уже не было в живых). Фильм получил 1-ю пр. на Всесоюз. молодежном фестивале в Ереване (1979), был переведен на нем. яз., демонстрировался во мн. городах Германии. Работы киностудии востребованы и в настоящее время, их показывают на вечерах и юбилеях, встречах молодежи с ветеранами-тракторостроителями.