Драматургия


Драматургия, совокупность драм. произв. к.-л. писателя, народа, эпохи; сюжетно-композиционная основа театр. или кинематографич. постановки. Д. на Южном Урале получила развитие после 1917. Наиб. значит. имена в Южноурал. лит. процессе 1920-х гг.— Л. Н. Сейфуллина и В. П. Правдухин. Их деят-сть носила культ.-просвет. характер: организация и рук-во показат. детским театром, публикация теоретич. статей по вопросам сов. Д. (ст. «Как приохотить к искусству» и «О детском театре» Сейфуллиной) и драм. произв. Пьесы Сейфуллиной и Правдухина, написанные в традициях сов. Д. 1920-х гг., характеризуются актуальностью и остротой социальных конфликтов, жизненностью ситуаций, прямолинейностью авторской позиции, общим пафосом утверждения новой жизни (примером является пьеса «Егоркина жизнь», написанная ими в соавторстве и поставл. на сцене Нар. дома). Сейфуллина одной из первых в истории сов. Д. обратилась к образу «новой женщины». Инсценировка повести «Виринея» была поставлена на сцене Вахтанговского театра в Москве (1924, реж. А. Попов), Пражского драм. театра (1927). Драм. творчество Правдухина осн. на автобиографич. мат-ле и поднимало актуальные проблемы времени. Пьеса «Новый учитель, или Трудовая артель» (1920, поставлена коллективом Нар. дома), посв. жизни сел. учителя, ставила вопрос о смысле жизни и призвании сов. человека. В 1920-е гг. на Южном Урале в жанре Д. работали писатели С. Рамиев и П. М. Родионов. Пьесы Родионова «В когтях белых» и «В дни революции» посв. теме рев-ции и Гражданской войны. В 1930-е гг. неск. изменилась тематика Южноурал. Д., на первый план вышли темы коллективизации и индустриализации. Пьеса «Последняя схватка» (1930) А. Л. Шатова (Рычкова) — одного из создателей Челябинского театра драмы — посв. процессу коллективизации, драма «Дважды два — пять» (1931) — о строителях ЧТЗ. В Чел. начал писать драм. произв. А. И. Завалишин; его самая значит. пьеса — «Стройфронт» (1932; поставлена на сцене Моск. театра Рев-ции, в 1967 — Магнитогорским драматическим театром им. А. С. Пушкина) — первое произв., рассказывающее о начале стр-ва Магнитки. Характерен интерес Южноурал. Д. к нац. тематике. Драмы работавшего в 1938—41 в Чел. тат. обл. театре С. Г. Кальметова («Шумит тихая поляна», «Друзья Нурии», «Последняя встреча», «Светлая звезда», «Надежный спутник») были поставлены на сценах тат. театров Чел., Казани и др. городов. В предвоен. и послевоен. период драм. произв. характеризовались масштабностью тематики. В годы войны на сценах самодеят. театров ставились пьесы И. Т. Коробейникова. В Магнитогорском драм. театре в 1943 реж. Л. Прозоровским были поставлены спектакли: «Линия фронта проходит здесь» — по произв. Л. К. Татьяничевой, Н. Д. Смелянского и Я. И. Лельганта, «Этих дней не смолкнет слава» — Татьяничевой и Смелянского. В 1950-е гг. Шатов создал пьесы о жизни и труде гор. и сел. молодежи: «Гордость», «Новое русло», «Неизбежность», «Добрый день!», «Случай на пристани», «Чрезвычайное происшествие». Социально-нравств. облик сов. человека рисовали пьесы В. И. Пистоленко «Дубовы», «К солнцу», «Товарищи», «Федя Колосов», «Степная быль», «Любовь Ани Березко» (1950—56). Пистоленко работал и в жанре ист. драмы. Его историко-рев. пьеса о Гражданской войне «На рассвете» (1957) и нар. драма «Емельян Пугачев» (1954) воссоздают яркие страницы истории Южного Урала. К ист. тематике обращаются драматурги Златоуста: к 200-летию города драм. коллективом ДК машиностроительного завода была осуществлена постановка пьесы Г. Даниленко «Тайна булата» (1954, реж. Л. Е. Домар); к 160-летию со дня рожд. П. П. Аносова была приурочена премьера пьесы Даниленко «Павел Аносов» (1959, реж.: А. Геренбург, А. Кастеров). В Южноурал. Д. 1960—70-х гг. можно выделить неск. тенденций. Интерес к ярким ист. событиям отличает написанные в соавторстве пьесы Н. В. Верзакова и В. А. Черноземцева. На сцене Чел. обл. театра драмы им. 10-летия Октября (позднее «Омнибус») были поставлены романтич. трагедии этих авторов: «Два часа перед вечностью» об участниках рев. движения в Златоусте (1968, реж. А. Сахаров; спектакль удостоен пр. «Орлёнок»); «Не гаси огня своего» о первых марксистских кружках (1975, реж. А. Боков); «Драма с оркестром», посв. истории Двести четырнадцатого Мокшанского пехотного полка, расквартир. в Златоусте, и судьбе капельмейстера И. А. Шатрова, автора вальса «На сопках Маньчжурии» (1986, реж. М. Д. Поляков). В кон. 1960-х гг. Шатов создал пьесы о комсомольцах, участвовавших в борьбе за Советская власть («Девятый вал»), и о коллективизации («Ураган»). С. Д. Нариньяни специально для драм. театра им. А. С. Пушкина написал в 1960-е гг. пьесу «Послушание» (действие происходит в Магнитогорске во время приезда сюда наркома Г. К. Орджоникидзе и в Москве, в ред. «Комсомольской правды»; премьера спектакля состоялась в 1972, реж. А. А. Резинин). З. Лавреневой была написана пьеса «Завет» о Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны (постановка 1982, реж. Б. Филиппов); петерб. актером и реж. И. Н. Лариным — сценарий спектакля «Дорога в Магнитку» (по пьесам 1930—40-х гг., воспоминаниям и письмам первостроителей Магнитки), поставл. театром «Буратино» (реж. Ларин; 1999, 2-я ред. 2000). В 1976 в Нижнетагильском драм. театре им. Д. Н. Мамина-Сибиряка была осуществлена постановка пьесы Г. А. Королёва «Где-то на Урале» («Далеко от фронта»), в к-рой нашли отражение события, происходившие на Кировском заводе во время Великой Отечественной войны. Внимание к темам и проблемам современности отличает пьесы Пистоленко «Раннее утро», «Молодые годы Оли Свиридовой», «О личном» (1969). А. Ф. Бархоленко, обращаясь к судьбам простых людей, поднимает совр. нравств. проблемы. Ее первая пьеса о сел. врачах «Обуховке нужны чудаки» (опубл. в 1966 в ж. «Театр») была поставлена на сценах мн. театров страны; на Всесоюз. конкурсе пьес о труде и рабочем классе получила 2-ю пр. Пьеса Бархоленко «День был солнечный» (1970) была отмечена пр. Всесоюзного конкурса как лучшее произв. о работниках органов внутренних дел. В 1974 ЮУКИ выпустило кн. Бархоленко «Отпусти синицу», в к-рую вошли пьесы «Последние углы», «Отпусти синицу» и «Дом». Произв. драматурга отличают реалистичность, жизнеутверждающий пафос, сложность изображ. характеров. К. В. Скворцов, плодотворно работающий в жанре драм. поэмы с 1970-х гг.,— создатель авторского поэт. театра. Его драм. творчество характеризуется синтезом истории и современности. Наиболее известные произв. драматурга можно условно разделить на циклы: «языческий» («Мен-туш», 1973), об Урале («Ущелье крылатых коней», 1970; «Отечество мы не меняем», 1971), о ср.-век. Руси («Алена Арзамасская», «Смутное время», «Ванька Каин»; 1978). В центре драм. поэм Скворцова стоит сильная личность, человек высоких гражд. качеств. судьба к-рого драматична («Курчатов», 1983; «Иоанн Златоуст», 2002); его произв. присущи «глубокое философское мышление» (О. Шестинский), романтич. приподнятость, переплетение ист. и легендарной основ, пластичность характеров героев. К драм. поэмам Скворцова, в к-рых поднимаются нравств. и филос. вопросы, обращаются мн. режиссеры. В 1972 в Чел. ТЮЗе состоялась премьера спектакля по пьесе «Ущелье крылатых коней» (реж. Т. А. Махарадзе); в Челябинской обл. театре драмы им. 10-летия Октября (Златоуст) была поставлена пьеса «Отечество мы не меняем» (реж. А. Иноземцев), позднее вошедшая в репертуары Магнитогорского драм. театра им. А. С. Пушкина (реж. Н. Г. Шуров) и Челябинского театра драмы (реж. Н. Ю. Орлов). В разные годы в театрах Чел. и области были поставлены пьесы Скворцова: «Алена Арзамасская», «Кибальчич», «Западная трибуна», «Пока есть музыка и память», «Бестужев-Марлинский», «Георгий Победоносец»; в частности, в театре-студии «Диалог» (Магнитогорск) — «Ментуш», «Ванька Каин», «О чем они молчат» (о Бестужеве-Марлинском; реж. Л. А. Голицын). Озерский театр драмы «Наш дом» стал первым лауреатом пр. «Святитель Иоанн Златоуст», учрежд. Всемирным рус. нар. собором, СП России и губернатором Челябинской обл. за постановку спектаклей по пьесам Скворцова «Георгий Победоносец», «Царские игры» и «Иоанн Златоуст». Е. Ю. Радченко представляет в совр. Южноурал. Д. иную жанровую тенденцию, отдавая предпочтение фарсу и комедии. Дебют драматурга — пьеса «Тарабаев, ты хороший!» (1987, ж. «Театральная жизнь»); опубл. «Ресницы кальмара» (2002, ж. «Уральская новь») и «Травести» (2003, ж. «Уральская новь»). Театр. критика отмечает в произв. Радченко сочетание внеш. фарсовости и внутр. глубины; стилистич. компиляции, абсурда и «житейской теплоты» (К. С. Рубинский). Пьесы Радченко поставлены на сцене Чел. ТЮЗа: «Очкарик» (1997, автор инсценировки Радченко, реж. И. Перепелкин), «Дочь самурая» (1999, автор инсценировки Радченко, реж. С. Жаров). В 2001 в Новом художеств. театре (Челябинск) состоялась премьера пьесы «Английский газон» (реж. Е. Ланцов). Пьеса «Ресницы кальмара» удостоена 3-й пр. на конкурсе пьес, посв. 300-летию С.-Петербурга. Радченко — участница фестиваля молодых драматургов в Любимовке (Москва), драматургич. марафонов в Камерном театре (Челябинск) и «Коляда-театре», «Театроне» (Екатеринбург). Основу театр. Д. нередко составляют лит. произв. разных жанров. Так, в Магнитогорском драм. театре были поставлены спектакли: «Расстрелянный ветер» (1977, моск. реж. Я. А. Губенко) — по прозе С. В. Мелешина; «Тревожная любовь» (реж. И. Кучер) — поэзия Б. А. Ручьёва. Драм. театром им. Пушкина и театром «Буратино» ставились спектакли по урал. сказам П. П. Бажова («Серебряное копытце», автор инсценировки Е. А. Пермяк, реж. Шуров, 1966), «Узоры Изумрудных гор» (реж. С. Самсонов, 1977). В области кинодраматургии получили известность автор киноверсии романа «Барак» (2000, реж. В. Г. Огородников) В. Д. Петров, автор сценариев ряда телефильмов А. М. Коломейский и др.