Единая школа, принцип организации шк. образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех его ступеней. В период 1-й мир. войны предпринимались попытки ввести принцип Е. ш., полож. в основу проекта реформы П. Н. Игнатьева. В 1917 К-том по народному образованию при Мин-ве народного просвещения Врем. прав-ва было разработано положение «О единой общественной образовательной школе». В соответствии с ним единое образование включало в себя 3 ступени: начальную (4 года), ср. (4 года) и высшую (3 года). Т. о., высшие уч. заведения (ун-ты и ин-ты) входили в единую со шк. образованием систему. Положение обсуждалось на разных уровнях повсеместно, в т. ч. на Южном Урале. Так, родители учащихся Чел. реального уч-ща (см. Реальные училища) на собр., состоявшемся 25 мая 1917, высказались за поддержку реформы, за то, что школа должна быть единой, бесплатной и автономной; за выборность дир. и преподавателей; за право школы самостоятельно определять объем преподаваемых предметов (при согласовании с пост. обл. и всерос. съездов по народному образованию); вопреки предлагавшемуся проекту — за сохранение разделения школы на классич. и реальную. Делегаты учител. съезда, состоявшегося в июне 1917 в здании Чел. жен. гимназии (см. Гимназии), также поддержали идею демократич. реорганизации школы, «где учитель есть творческая самодеятельная личность». Из-за событий Окт. 1917 проект шк. реформы, предлож. Врем. прав-вом, остался нереализ. Изданным в 1918 «Положением о единой трудовой школе РСФСР» декларировались обязательность и бесплатность обучения, создание 2-ступенчатой сов. школы (1-я ступень с 5-летним курсом обучения — для детей в возрасте 8—13 лет, 2-я — с 4-летним курсом обучения — для детей 13—17 лет), ликвидировалась дорев. система народного образования. В связи с событиями Гражданской войны введение «Положения...» на Южном Урале последовало позднее, чем в центр. районах страны. Чел. губерн. отдел народного образования разослал 8 марта 1920 всем уездным отделам народного образования спец. циркуляр о переводе учебных заведений на новые уч. планы и порядке работы в соответствии с положением о единой сов. школе. Все ср. уч. заведения (гимназии, реальные уч-ща и пр.) были разделены на школы 1-й и 2-й ступеней. Школу 1-й ступени образовали приготовит. и первые 3 класса; с нач. 1920/21 уч. года к ним был прибавлен 1, а в уч. заведениях, где не было приготовит. класса,— 2 года обучения. Школу 2-й ступени образовали 4—8-е классы. Высшие начальные уч-ща, все 3- и 4-классные школы, др. уч. заведения (типа торг. школ) были преобразованы в школы 2-й ступени (с прибавлением недостающего кол-ва лет обучения). Школы 1-й и 2-й ступеней должны были находиться в отд. помещениях. Разделение учебных заведений на муж. и жен. было отменено, все школы становились смешанными. Кол-во детей в классе не должно было превышать 40 чел. Отменялась иерархия должностных лиц (дир., инспектора, нач., зав., классные наставники и т. п.). Равные между собой шк. работники должны были нести коллективную ответственность за всю шк. работу. Для принятия решений по вопросам шк. жизни создавались шк. советы, в состав к-рых входили шк. работники (3/4 состава совета) и представители учащихся (с 14-летнего возраста). В последующие годы структура Е. ш. неоднократно менялась. Мн. пункты «Положения...» 1918, в частности касавшиеся управления уч. заведениями, были отменены. В 1920—30-е гг. параллельно со школами 1-й и 2-й ступеней существовала массовая 7-летняя школа; в сел. местности — школы крест. молодежи (ШКМ), дававшие общее образование в объеме 7-летней школы и дополнит. с.-х. знания (1923—34), в городах — фаб.-зав. семилетки (ФЗС), осуществлявшие в качестве дополнит. компонента политех. подготовку (1925—34). На базе школ 1-й ступени образовывались также школы ФЗУ, готовившие квалифицир. рабочих. До сер. 1930-х гг. существовали нац. уч. заведения (напр., в Чел.— тат. школы). К кон. 1930-х гг. указ. типы школы были отменены, вместо них введена единая общеобразоват. школа, включавшая начальную (1—4-е классы), неполн. ср. (1—7-е) и ср. (1—10-е) школы. В 1943—54 в крупных городах осуществлялось раздельное обучение мальчиков и девочек. С 1943 стали открываться сменные и вечерние школы рабочей и сел. молодежи. По мере развития системы образования в СССР вводилось базовое начальное (1930), 7-летнее (1937), 8-летнее (1958), ср. 10-летнее образование (1974). (См. Образование.)